но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя
Если хочешь испытать его, но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя; благословит здесь употреблено вместо «проклянет», потому что Писание под благословением скрыло злословие.
Для чего же написано так? Для того, чтобы научить тебя, верный, когда ты рассказываешь о постыдных проявлениях чужого зла, облекать их приличными словами, поставляя свою честь не в том, чтобы делать постыдное, но в том, чтобы избегать даже разговора о постыдном. Поэтому и апостол говорит: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф.4:29). Вслед за этим предает Бог Своего борца на вторичное испытание, не для собственного убеждения в том, каков он, но чтобы диавола посрамить на деле. Бог, конечно, прежде всяких опытов знает все.
О праведном и блаженном Иове. Слово 4-е.
Жестокое и бесстыдное существо: не довольствуется насыщаться нашей плотью, но хочет дойти до костей и мозгов; не находит нечестия, изобретает другой способ. «Не великое, – говорит, – дело, если потерял имущество; охотно все презрел, чтобы спасти себя. Да что это, если не дал власти над душой?» Что этого домогался, показывает он словами: «за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов .2:4). Поэтому порази тело. Почему же не просил этого вначале? Он думал, что в случае, если он будет побежден, лучше одержать победу при помощи меньшего, а если нет – восторжествует при помощи тела. «Не в большой, – говорит, – цене имущество у людей: за спасение своей души они отдают все» Не просто сказал: «коснися плоти», но – так, чтобы зло проникло внутрь; так рассуждает он со злобой. И отсюда видно, что древний змий не имеет над нами никакой власти, если не попустит ему Бог по неизреченному Своему попечению о нас. И хотя может лишить человека жизни, если попустит Бог, зла не может сделать, а от Бога выпрашивает (позволение). Хотя он и пал, знает, что если Бог не попустит, сам он ничего не может сделать против кого-либо. А попущение нужно понимать так, что дается премудро, так как происходит от Бога. А то, что говорит, состоит в следующем: «Лиши его охраны внешнего попечения и заботы о душе; не заслуживает он удивления, если хранишь его вдали от борьбы; позволь повредить плоть даже до костей. Он знает, что несчастие обнаруживает душу, не воспитанную в добродетели, для которой одна роскошь служит причиною служения Тебе. Как скоро коснешься плоти его, тогда «благословит ли он Тебя?» – то есть, «открыто будет Тебя злословить».
Отрывки на (книгу) блаженного Иова.
но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя
См. Толкование на Иов. 2:4