Призови же, аще кто тя услышит, или аще кого от святых Ангел узриши
Призови же, если кто услышит тебя, если кого из святых ангелов ты узришь. Тем самым Елифаз показывает [их] преизбыток. Поскольку было вполне естественно, что Иов рассматривает свое положение исходя из собственных помышлений, посмотри, что говорит [Елифаз]: «Не говори мне этого. Велик Бог, многое творит, чего мы не знаем. Велико наше ничтожество <…> Поэтому, что делает, Он делает хорошо».
Комментарий на Книгу Иова.
Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты
Исторический смысл
Взывай, если есть отвечающий тебе
Что значит звать Бога, и как Бог отвечает. – Ибо часто Всемогущий Бог не внемлет мольбе находящегося в бедственном положении, если тот, пребывая в благополучии, презирал Его заповеди. Поэтому написано: «Кто отклоняет ухо свое от слышания закона, того и молитва – мерзость» (Прит. 28:9). Взывать значит для нас молить Бога смиренной мольбой; отвечать для Бога значит подавать исполнение мольбам. Следовательно, он говорит: «Взывай, если есть отвечающий тебе». Это если прямо сказать: «Сколько бы ты, несчастный, не кричал, ты не имеешь отвечающего тебе Бога, потому что голос не находит в несчастье Toгo, Кого ум презирал в безмятежности». Так он, высмеивая, добавляет:
И к кому из святых обратишься ты?
Это если бы, презирая, он сказал: «Ты не можешь найти никого из святых, чтобы они в несчастье были помощниками тебе, потому что ты не желал иметь их соучастниками в радости».
Моралии на книгу Иова.
Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты
«Святые», т. е. ангелы (Иов. 15:15; Пс. 88:7-8; Дан. 8:13) нечисты в очах Божиих (Иов. 4:18); следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа - человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей (Иов. 4:7-9), ни среди небожителей.
Толковая Библия.