Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Итак, есть колена, которые обозначаются именами патриархов, так как из колена Симеона происходят писцы, из колена Левия - первосвященники, которые исполнили нечестие свое и дополнили меру нечестия своих отцов в страданиях Господа. Они совещались против Господа Иисуса, чтобы убить Его, как и Исаия говорит: Горе душе их, ибо замыслили совет лукавый на самих себя, говоря: «Свяжем праведника, ибо Он бесполезен нам». Они убивали пророков и апостолов, возвещавших пришествие Господня спасения и проповедовали Его славные страсти и воскресение. После же, из-за их жадности и желания земного нечестия, они отпали от участия в божественном, от целомудрия телесного и трезвости духа, презирающего деньги и богатеющего благодатью.
О патриархах.
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Ибо кто, видя рассеяние их и запустение града их, погрешит, если скажет: Горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло, говоря: «свяжем Праведного, ибо Он нам невыносим». И конечно, вполне справедливо, братья мои! Ибо поскольку они не понимали смысла Писаний, то не понимали и того, что: Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится (Притч. 26:27).
Праздничные послания.
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Но смирися,– говорит Пророк,– слава их, и студ лица их противу ста им; то есть у них нет и дерзновения возвести очи свои к Богу, потому что грех их немаловажен, но справедливо может быть поставлен наряду с грехом содомлян; они не тайно и не со стыдом соделали его, но, как бы восхищаясь лукавыми делами, всем его возвещали и открывали, как и содомляне, устремясь в беззаконные удовольствия, не прикрывали своего разврата благосличными речами, ибо говорят: где суть мужие вшедшии к тебе нощию? изведи я к нам, да будем с ними (Быт. 19, 5). Сему греху подражали иудеи, потому что грех свой, как содомский, возвестили и открыли. Встречающий сие в истории, которая пересказывает бедствия, предшествовавшие падению Иерусалима, удивится ясности пророчества. Посему две основательные причины к отречению у принужденных начальствовать над народом: собственная своя неспособность и затруднительное положение дел, когда народ почти неисправим от великого приумножения грехов. То и другое заключает в себе настоящее пророческое слово. О собственной неспособности отрекающийся от начальствования говорит: несть бо в дому моем ни хлеба, ни ризы; неисцельность же народа видна из слов: не буду началовождь людем сим.
Яко оставлен бысть Иерусалим, и Иудеа паде, и язык их со беззаконием, не покаряющься Господеви. Грех же свой яко содомский возвестиша и явиша. Ибо содомлян не мог спасти один, но нужно было, чтобы, по крайней мере, десять праведников умолили о них.
Горе души их! зане умыслиша совет лукавый на себе самих. Когда Пророк уже увидел, что народ его, подобно содомлянам, не стыдится грехов и впадает в них, не только не скрываясь и не таясь, но еще с бесстыдной дерзостью, и хвалится гнусными делами, тогда, оплакивая его, говорит: Горе души их! зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть.
Замыслы против праведных обращаются на главу замышляющих, как стрелы, ударившись о тела твердые и упругие, отскакивают к тем, кем они пущены. Посему Пророк говорит: умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть. Сие сделали иудеи в пришествие Господа, ибо, связав Его, привели к Каиафе. Связали руки благодетельствующие, не терпя пришествия Правды, потому что Она обращала в ничто их лукавства. Ибо правда непотребна неправедным, как солнце больным глазам. Посему Пророк говорит: плоды дел своих снедят. И вот плоды дел их: пленение, рассеяние, разорение храма, утрата прежней славы, студ лица их, не позволяющий им возвести взор к Богу, по причине греха против Единородного. Итак, они утратили прежнее дерзновение, не имея у себя ни пророков, ни богослужения, связав же Слово, связав Истину, связав Свет, связав Правду, связав Спасителя, связав Врача, связав Освободителя, так как все это для нас Христос, по различному о Нем понятию. Они лишились Света, лишились Слова, лишились Истины, живут в неправде, болезнуют неисцельно. Вот плоды дел их, которые снедают они!
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
И опять, следует увещевать, чтобы, если не боятся быть плохими, по крайней мере, стыдились, что их видят. Ведь часто, когда провинность скрывают, она обращается в бегство, потому что, когда разум стыдится того, что ее видят, но не опасается того, что она есть, он иногда стыдится и того, что она есть, потому что старается, чтобы ее не видели. Когда, действительно, кто-нибудь порочный приобретает дурную славу, он всякое злодеяние совершает насколько свободнее, настолько считает его дозволенным, и что он предполагает дозволенным, в этом, без сомнения, все более запутываясь, тонет. Поэтому написано: О грехе своем они объявили открыто, как содомляне, и не скрыли. Ведь если бы Содом скрывал свой грех, до сих пор бы грешил со страхом. Но он совсем опустил поводья страха, поскольку не старался скрыть в темноте свой грех. Поэтому снова написано: Вопль Содомский и Гоморрский, велик он (Быт. 18:20). Потому что грех с голосом, вина в действии; а грех еще и с криком, - вина, соединенная с распущенностью.
Пастырское правило.
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Сего ради ныне смирися слава их, и студ лица их противу ста им. Пророк опять говорит о будущем, как бы о прошедшем, следуя обыкновенному закону пророчества. Смирением славы он называет плен. Действительно, не малым стыдом было для тех, которые были в звании владык вселенной, – покориться людям нечестивым и иноплеменным. А под студом лица он разумеет стыд, происходящий от греха. Такова была жизнь их. Так как они наперед постыдили сами себя своими делами, то и Бог лишил их славы, предав их наказанию меньшему, нежели какому они подвергли сами себя. Не так дурны были они, живя в чужой стране, как когда, владея своею столицею, предавались беззакониям. Там сокращались злые дела их, а в отечестве более и более увеличивались. Таким образом пророк преподает им высокое учение, убеждая постоянно прежде наказания удаляться от пороков, воздерживаться и стыдиться, не тогда, когда иноплеменники возьмут их и отведут в рабство, но когда сила греха будет держать их пленниками.
Грех же свой яко Содомский возвестиша, и явиша. Часто я говорил, и теперь скажу: пророк, показывая человеколюбие Божье, предсказывает не только то, что они будут терпеть, но и то, чему они достойны были подвергнуться. Грехи их были равны содомским; а наказания их – гораздо легче. Бог не исторг их с корнем, не разрушил города их до основания и не истребил остатков рода их. Выражения же: возвестиша и явиша сказаны человекообразно, потому что не тогда Бог узнает совершившееся, когда оно совершается, – как можно сказать это о Том, Кто знает все прежде бытия? – но пророк сказал так для того, чтобы показать великость бедствия.
Как в другом месте Писания, когда говорит: умножися вопль грехов их ко Мне (Быт. 18:20), говорит так, не представляя Бога обитающим где-нибудь далеко и не заключая Его в небе, но показывая великость греха, так и здесь словом возвестиша пророк выражает чрезмерность порока. Грехи более легкие могли бы быть незаметными; но чрезмерные и великие бывают весьма известны и явны, хотя бы не было никого, кто бы осуждал и обличал их: они сами себя обличают и делают явными. Таким образом пророк, желая показать великость зол, говорит: возвестиша и явиша, т.е. совершали зло с великою неумеренностью, с великой дерзостью, не стыдясь и не скрываясь, но делая порок своим занятием.
Горе души их: зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть. Крайнее зло, когда не только грешат, и не только грешат дерзко, но и изгоняют тех, которые могли бы исправить это. Как сумасшедшие часто бросаются на врача, так точно и они представляли величайшее доказательство неисцелимой болезни в том, что изгоняли праведных. Такова добродетель: она одним появлением своим огорчает живущего порочно. Таков порок: он часто, еще не слыша обличения, тяготится самим присутствием людей, живущих честно. Здесь двоякое обличение: за то, что они связывают праведника, и за то, что связывают его как бы непотребнаго. Так, когда кто-нибудь не только не принимает полезного, но и считает это вредным, то какое остается для него средство к исправлению? Потому и пророк, видя, что они дошли до крайности, начинает снова с плача, а не с обличения и укоризны, говоря: горе душе их; и далее весьма мудро говорит: зане умыслиша совет лукавый на себе самих. Хотя совершившиеся, по-видимому, направлено против праведника, но если исследовать внимательно, то умысел их обращается не на того, кто страждет, а на тех, кто делает это. Отсюда мы научаемся, что человек добродетельный, хотя бы подвергся бесчисленным оскорблениям, не потерпит никакого вреда от причиняющих их; а злоумышляющие против него скорее на себя самих поднимают меч, как было и с этими. Они, связывая праведника, нисколько не повредили ему, но самих себя ввергли в больший мрак и пустыню, удалив от себя светильник - убо плоды дел своих снедят. Таков пророк: он сам в себе заключает наказание. Сказанное здесь пророком означает следующее: они вкусят от своих плодов, поставив себя в совершенной пустыне и приготовив себе многие пропасти.
Толкование на пророка Исаию.
Сего ради ныне смирися слава их, и студ лица их противу ста им: грех же свой яко Содомский возвестиша и явиша
Указывает на время унижения Иудеев и говорит: ныне смирися слава их, пополняя, что (это случилось) в особенности за то время, в которое язык их беззаконно нечествовал против Христа; тогда постигли их всякого рода унижение и они впали в бесчестие. И каким образом их язык, вместе с непокорностью, произносил нечестивые слова, сам пророк объясняет нам, оставляя в стороне все другое и вспоминая одно только последнее их нечестие. Ибо они и всегда враждовали против Христа и, уязвляемые стрелами зависти, всячески злоумышляли против Него. А когда привели Его к Пилату, тогда в особенности обнаружили они и проявили свой грех, как грех Содомский. Ибо как жители Содома, страдавшие дикою необузданностью желаний и побеждаемые противоестественными удовольствиями, нападали на блаженного Лота, требуя вошедших к нему мужей для совершения над ними постыдного дела, так как в них попрана была всякая стыдливость и ими овладело неодолимое бесстыдство; подобным же образом, думаю, и Иудеи обнаружили свое беззаконие, вопия и говоря Пилату о Христе: возми, возми, распни Его (Ин. 19:15). За такие их слова (Бог) обвинял их через одного из пророков, говоря: я оставил дом мой, бросил наследство Мое и отдал возлюбленную душу Мою в руки врагов её. И стало для Меня наследство Мое как лев в лесу; он издал голос свой против Меня; посему я возненавидел его (Иер. 12:7-8).
Ст. 9 – 11 Горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть: убо плоды дел своих снедят. Горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом руку его
Теперь пророк оплакивает народ иудейский и указывает причины сетований оных. Ибо, говорит, они сказали в себе: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть. Ибо они не приняли чрез веру Спасителя всех Христа, но постоянно бесчестили Его и думали, что ни какой пользы не будет от жизни Того, Кто пришел, чтоб чрез Него сделалось новым все, что в нас, и чтоб привести от подзаконной жизни в духовную потомков Израиля. Посему предположивши, что не будет от Него никакой пользы, они предали Его смерти, хотя Он ожил опять как Бог, опустошивший ад и разрушивший державу смерти. Ибо Он – жизнь и источник жизни. Но они умыслили против себя самих, восхотев связать праведного. И они поедают плоды дел своих. Ибо что человек посеял, то и пожнет. И те, которые ведут добрую жизнь и имеют душу, исполненную любовью к Богу, получат от этого благие плоды: противники же и непокорные и восстающие против славы божественной будут вкушать плоды дел своих, то есть, огонь, суд и наказание и все, что бывает следствием гнева божественного. Такие бедствия непременно постигнут тех, которые решились противиться Богу. Поистине горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом рук его. И как они привели Иисуса к Пилату и предали Его необузданному гневу воинов, так и сами они, говорит, преданы будут войскам римским. И мы увидим, что об этом очевидно говорит он устами Иезекииля; так как сказано нечестивому и богоубийственному Иерусалиму: как ты сделал, так будет и тебе. Воздаяние Твое возвратится на твою голову.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Связали Иисуса, и ввели во двор архиерея. Хочешь ли узнать и видеть, что и о сем написано? Исаия говорит: Горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло, говоря: «Свяжем праведного, ибо он бесполезен нам». И поистине, горе душе их! посмотрим, почему. Исаия был распилен, но после того исцелен народ. Иеремия был ввергнут в тинный ров, но излечена рана иудеев. Ибо она была не столь велика, потому что грех их был против человека. Но ныне поскольку не против человека, а против Бога вочеловечившегося согрешили иудеи, то горе душе их!
Поучения огласительные. Поучение 13.
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Самая же крайняя мера вашей злобы в том, что ненавидите даже того Праведника, Которого вы убили, и тех, которые от Него стали тем, что они суть, - благочестивыми, праведными и человеколюбивыми. Поэтому горе душе их, - говорит Господь, - ибо сами на себя навлекают зло, говоря: Убьем праведника, так как Он не годен для нас. Вы не приносили жертву Ваалу как ваши отцы, не приносили варений в рощах или на возвышенных местах воинству небесному, но вы не приняли Христа Божия. Ибо кто не знает Его, тот не знает и воли Божией, и кто оскорбляет и ненавидит Его, тот ненавидит и оскорбляет и Пославшего Его; кто не верует в Него, тот не верует проповедям пророков, которые благовествовали и проповедали о Нем всем.
Беседа с Трифоном иудеем.
Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло
И обезчестили облако славы Его. Пророк говорит здесь или о бесславии, какое древле причинили облаку, отлив под ним тельца, или о бесславии, какое причинили скинии, бывшей сперва в Силоме, а потом в Соломоновом храме, когда во дворах дома Божия поставили идолов.
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Столь великие благие дела у них Он свершил, слепым дал свет, хромых, расслабленных сделал способными ходить, также возвращал мертвым жизнь. Итак, за все Его благодеяния воздали Ему наградой смерть, оцененную в тридцать сребреников. Приводится также в Евангелиях, что был он связан. Это было провидено пророческим словом, изреченным через Исаию: Горе душе их, которые замыслили наихудше сами себе, говоря: «Свяжем праведного, ибо он бесполезен нам».
Изложение символа веры.
Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло
См. Толкование на Ис. 3:8
Ст. 9-10 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих
Немного ниже пророк сам объяснил, по какой причине он их назвал князьями Содомскими и народом Гоморрским (Ис 1:10), говоря: Ваши руки полны крови (Ис 1:15). И опять немного ниже он говорит: И о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло, говоря: «Свяжем праведника, ибо он бесполезен нам». Поскольку он явно говорит о крови и заговоре против праведника, то речь не может идти ни о чем ином, как о заговоре против нашего Спасителя Иисуса Христа.
Доказательство в пользу Евангелия.
Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло
См. Толкование на Ис. 3:8