И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Господа
Дар Божий велик, богат и щедр. Но Ахаз, как не научившийся еще просить великого и пренебесного, отказывается искать знамения, как предполагающий, что оно выше человеческой природы, или как намеревающийся исполнить заповедь, которая говорит: Да не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6:16). Но о таком событии сказано было державствовавшему тогда царю по необходимости, чтобы чрез него всем сделалось известным пророчество. Ибо Исаия, может быть, или по зависти современников, или по смирению своей жизни во всех других отношениях, не нашел себе веры, как бы не от Господа приявший откровение, но из собственного своего сердца измысливший слово. Ахаз же получил пророчество о будущем, так же как Лаван, Авимелех, Навуходоносор, фараон и, наконец, Каиафа, не по достоинству жизни, но потому, что сан его делал его достоверным свидетелем. Ибо не из богобоязненности Ахаз отрекался просить знамения. А если бы не было ему сие полезно, Бог в начале не повелел бы ему просить. Почему и присовокупляемое Пророком заключает в себе упрек Ахазу.
Толкование на пророка Исаию.
И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Господа
См. Толкование на Ис. 7:10
И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Господа
См. Толкование на Ис. 7:10
И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа
Не по смирению, а по гордости он не хочет просить у Господа знамения. Ибо хотя написано во Второзаконии: Не искушайте Господа, Бога вашего (Втор. 6:16), - и хотя это свидетельство привел Спаситель против дьявола (Мф. 4), однако, получив повеление просить, он из повиновения должен был исполнить повеление, особенно когда и Гедеон и Маной просили и получили знамение (Суд. 6:13). По двусмысленности еврейской речи, в которой написано ulo anasse adonai, что все одинаково перевели: не буду искушать Господа, можно читать: не вознесу Господа Ибо знал нечестивый царь, что если бы он попросил знамения, то получил бы его и прославился бы Господь. Поэтому как почитатель идолов, ставивший жертвенники на всех перекрестках, на горах и в тенистых рощах и вместо левитов имевший жрецов, он не хочет просить повеленного ему знамения.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.
«Он будет питаться маслом и медом». Как это предвозвещается, что Христос будет питаться маслом и медом? И если Господь подаст нам объяснение этого [места], то последующее снова принесет нам другие вопросы. О, если бы все мы исполняли написанное: «Исследуйте Писания»! (Ин. 5: 39) Многое из телесной пищи названо в Писаниях вместо пищи духовной. «Как новорожденные младенцы, возлюбите словесное чистое молоко» (1 Пет. 2:2). Итак, без сомнения, есть словесное молоко, и нам следует искать молоко этого рода. С другой стороны, в Притчах написано о меде: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч. 25:16). Неужели Дух Святой позаботился о том самом меде, о котором выяснялось, не пресытимся ли мы им? Напротив, непременно зная мед духовный, Дух Святой говорит: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно». Но что подразумевал Святой Дух, когда предупредил нас, что если мы найдем мед (поскольку его можно найти), то его нужно есть сколько потребно? «Иди, — говорит Он, — к пчеле и поучись, как созидает она» (Ср.: Притч. 6:8 LXX). И мы находим, что пчелы — это пророки. Они производят воск и делают мед, и — если только подобает мне [столь] смело говорить — их писания являются сотами, которые они оставили. И ты охотно иди к Писаниям, и обретешь мед. Но и [это сказано]: «Ешь мед», — и в Притчах также говорится: «Хороши соты для услащения гортани твоей» (Притч. 24:13). Полагаешь ли ты, что это говорит Дух Святой: «Ешь мед, который полезен, ведь он хорош»? (Ср.: Притч. 24:13) Я не осмеливаюсь говорить, что Святой Дух заповедует мне что-то о телесном меде [в словах] «ешь мед». Вот у меня нет [меда] или, допустим, я по природе не могу есть мед: по какой причине Он мне говорит: «Ешь мед и не ешь мясо, но ешь мед, о сын, ибо он хорош (bonum est enim)»? Если кто обдумывает божественные изречения и питается словами Писаний, то он исполняет божественную заповедь, повелевающую: «Ешь мед, о сын»; а исполняя повеленное, он достигает (potitur) и следующего слова: «ведь это благо (bonum est enim)», ибо благ тот мед, который обретается в Писаниях. Изречение «иди к пчеле» — об этом же. Есть некая, так сказать, Пчела выше пчел; и подобно тому, как среди пчел есть некий царь, про которого говорят, что он царь (rex), — так Господь Иисус Христос есть Царь (princeps) пчел, к Которому посылает меня Дух Святой, чтобы я ел мед, ибо он благ, и чтобы соты Его усладили мою гортань. И, пожалуй, утонченные буквы суть соты, мед же поистине есть смысл, который в них. Кроме того, тот Еммануил, который рожден от Девы, ест масло и мед и просит Себе масло от каждого из нас для вкушения. Как же именно Он просит масло и мед у каждого из нас — [этому] слово научит. Наши сладостные труды, наши приятнейшие и полезные беседы — это мед, который вкушает Еммануил, который есть Тот, Кто рожден от Девы. Поистине, если беседы наши полны горечи, гнева, наглости, уныния, сквернословия, пороков, словопрения, то во рту моем появляется яд, и Спаситель не питается этими речами. Но Спаситель вкушает от речей, присущих людям, если их речи станут медом. Подтвердим это из Писаний. «Се, стою у двери и стучу: если кто отворит Мне дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Итак, Он Сам обещает, что Он будет нашим сотрапезником, но верно то, что и мы с Ним будем вкушать, если вкусим Его. Ведь Вкушающий от наших благих речей, дел и разумения будет в Свою очередь питать нас Своими духовными яствами, божественными и лучшими. Оттого, что благо есть принимать Спасителя открытыми главными вратами сердца нашего, приготовим Ему мед и всю Его трапезу, дабы Он нас привел к великой трапезе Отца в Царстве Небесном, которое во Христе Иисусе, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (Ср.: 1 Пет. 4:11).
Гомилии на книгу пророка Исаии.
Ст. 12-13 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего
Ахаз из боязни, что пророк может выполнить свое обещание относительно знамения, под благовидным, с его точки зрения, предлогом отказывается от знамения. На самом деле то место из книги Второзакония, какое царь имел в виду (Втор. 6:16) содержит упрек евреям за то, что они сами часто требовали знамения или чудес от Бога. Пророк понимает настроение Ахаза, понимает и то, что в его упорстве, с каким он отказывается от советов пророка, его поддерживают другие члены фамилии Давидовой и потому, как бы в наказание Ахазу и всему дому Давидову, сам изрекает им знамение от Бога. Ахаз и его родные достаточно уже злоупотребляли терпением людей, т. е. пророков, отстраняя их от всякого влияния на ход государственных дел, - теперь они осмеливаются не принимать прямого содействия от самого Господа.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 7:10