Ст. 16-17 И не тако. Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится. И будет Свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество
Вот воздаяние за безрассудную гордыню! Поскольку ты хвалился и называл себя умом великим, восхищался высотой славы очей, то послет Господь безчестие на твою честь и огнь на славу твою. Поскольку ты грозил отъять пределы языков, сотрясти грады населеныя, объять вселенную всю яко гнездо и взять яко яица, так что никто не убежит, ни противу речет, то за сие огнь горя возгорится. И будет Свет Израилев во огнь, то есть состояние дел переменится, и Израиль, теперь униженный и преданный тебе для наказания за грех, возблистает. Посему слава его послужит к твоему истреблению. Ибо сказано: будет Свет Израилев во огнь. И как у огня двоякое действование: он светит и жжет, то усладительное и приятное в огне пребывает у Израиля, освещая и озаряя его, а язвящее и болезнетворное отделено будет на часть горделивого, сожигая его и чрез сожжение предавая неослабному мучению.
И освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество. Пророк показывает свойство огня, именно очистительное. Ибо освятит его, как огнем горящим. Но когда освятит огонь? Когда пояст вещество яко сено. Итак, поскольку Бог наш огнь есть потребляяй (ср. Втор. 4:24), то, очевидно, потребит Он вещество и от вещества происходящие страсти в душе, которая живет не по духу, но по плоти.
Должно же знать, что тщательные исследователи значения слов нашли различие между словами доброе мнение (δοξα) и слава (κλεος) и говорят, что первое есть хвала народная, а последняя - хвала от добрых. Подобным сему образом различают и честь, говоря, что есть честь разумная и, будучи оценкой преимущества, воздается она достойным уважения (а преимущество почитают наградой добродетели) и есть честь - воздаяние от черни за дела, не совершенно достойные одобрения.
Толкование на пророка Исаию.
Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится
Так как несчастие сопровождалось бесчестием. Чем больше были угрозы, тем больше слава Израиля, когда возгорелся огонь среди неприятелей.
Толкование на пророка Исаию.
Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится
См. Толкование на Ис. 10:15
Ст. 16-19 За то пошлет властитель Господь воинств в тучных его чахлость и под славою Его возгорится, как бы пламя огненное. И будет свет Израилев в огне и святой его в пламене и загорится и будет пожран колючий кустарник его и терны в один день. И слава леса его и Кармила его истребится от души даже до тела, и будет от страха беглецом, и остатки дерев леса его по малочисленности их будут перечислены, и дитя перепишет их
Так как ты сделал и сказал, что я привел выше, то за это пошлет Господь ангела своего, и в одну ночь из войска твоего умрет сто восемдесят пять тысяч; так что самые могущественные, которых называет тучными, превратятся в чахлых и ничтожных, и, как говорят Евреи, при сохранении одежды Ассириян невредимою, тела их будут сожжены скрытым огнем. Тогда свет Израилев и святой, т. е. ангел, будет в огне и пламени, и все терны и волчцы Ассирийские, т. е. нечестие, будут истреблены, и не в продолжение долгoго времени, а в один день и в одно мгновение. И как лес и Кармил,— эта покрытая лесом гора Галилейская,— скоро сгорает, когда будет подложен огонь, так и вся слава Ассириянина будет уничтожена от души до тела. Тогда, лишившись войска, он обратится в бегство (что говорит тот же пророк в дальнейших словах), и из столь безчисленного множества, которое сравнивалось с Кармилом и лесом, превратится в такое ничтожное количество, что малое дитя будет в состоянии изчислить и составить перепись воинов. Ибо Евреи говорят, что только десять человек осталось из его войска.
Из наших же некоторые хотят видеть в этом царе образ противной силы, и как у Даниила (Дан. 10:20) мы читаем о князьях царства Персидского, царства Индийского и царства Греческого, так и здесь князь Ассирийский, который по гордости называется умом великим , в день суда будет предан огню геенскому уготованному диаволу и ангелам его. И свет Израиля и Святой Израилев, т. е. Сам Господь сожжет терны и волчцы Ассириянина, и вся его сила и безчисленные народы будут обращены в ничто. Тогда он в ужасе, как извивающийся и трусливый змей, старается избежать грозящих казней. Те же, которые будут в состоянии избежать его посрамления и выделиться от осужденных на погибель деревьев, те будут достойны изчисления и переписи от Отрока, Егоже начальство на раме Его (Ис. 9:6). Это самое можно отнести и к еретикам, — что когда возсияет свет церковного учения и обнаружатся все обманы их , тогда произойдет у них такое опустошение, что из леса бесплодных деревьев, из бесчисленного множества обольщенных еретическим лжеучением, останутся лишь немногие следующие их заблуждению.
Вместо переведенного нами: пошлет Господь в тучных его чахлость LXX перевели: пошлет Господь на честь твою бесславие. и вместо сказанного нами: и святой его в пламени, они перевели: и освятит его в огне, в чем некоторые хотят видеть тот смысл, что наказание и муки прилагаются грешникам для того, чтобы они очищались Божественным огнем.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.
За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня
Тучные - очевидно, синоним следующего далее выражения: знаменитые. Здесь разумеются прежде всего могучие воины ассирийские, а потом и все знатные и богатые ассирийцы, сила которых будет уничтожена - они зачахнут.
Чахлость и пламя - также синонимы, указывающие на разные бедствия, которые обрушатся, по суду Божию, на ассирийцев.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 10:12