Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев
См. Толкование на Ис. 12:3
Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев
См. Толкование на Ис. 12:1
Веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе
См. Толкование на Ис. 12:4
Яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе. Велик Тот, Кто пришел и вселился среди тебя; Он Еммануил, что значит; с нами Бог. Поэтому веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко высокая сотвори, потому что велик Сам Он.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Веселись и хвали, население Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев
Сначала нужно сказать по смыслу буквальному. Население Сиона! веселись и хвали Бога твоего, так как Он, казавшийся прежде только твоим Богом и ограничивавшийся небольшими пределами земли Иудейской, теперь наполнил всю землю ведением о Себе и, воскресши из мертвых, царствует над язычниками, и Ему молятся и Его почитают народы, так однако, что во второй раз Он приложит руку Свою для овладения остатком народа Своего, для собрания рассеянных из Израиля и соединения расточенных из Иуды от четырех стран земли; ибо рассадник Евангелия, чрез происходивших из иудейства апостолов, получил начало из источников Израилевых. Лучше же под Сионом, т. е. башнею поставленною на возвышенности, разуметь церковь, о которой и пятьдесятый псалом воспевает: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския (Пс. 50:20), — чтобы в ней угодны были Богу жертва правды, приношения, и всесожжения, и тот телец, которого для раскаявшегося сына заклал премилосердый отец (Лк. 15).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.
Паримия в навечерие Богоявления, читаемая на шестом часе и в чине водосвятия (Исаии XII:3–6). В сей паримии Израильтяне, имеющие собраться воедино, приглашаются пророком пить спасительную воду и славословить Господа.
Веселитеся и радуйтеся живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде тебе
Это слова пророка, с которыми он обращается к уверовавшим во Христа сынам Израиля, живущим в Сионе, т. е. в Церкви Христовой, которая во времена новозаветные сделается таким же средоточием истинного Богопочтения, каким был Сион или Иерусалим с своим святилищем во времена ветхозаветные. Церковь Христова будет новым Иерусалимом или Сионом. Живущие в этом новом Иерусалиме или Сионе должны, по слову пророка, радоваться тому, что с ними живет Святый Израилев. Он, как Бог избранного народа, свято чтимый им, благоволил обитать среди него в скинии и храме, являя здесь особенное Свое присутствие. Он же в лице единородного Своего Сына, Господа Иисуса Христа будет неотлучно пребывать среди нового Израиля, в новозаветной Церкви. Ибо неложно относящееся к сему обетование Христа: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не даром потому Христос называется Эммануилом, что значит: с нами Бог. И благо святой Церкви, с которою Он находится в теснейшем общении. Находясь в таком общении, она пребудет до скончания века неодолимою врагами. Рассмотренная паримия назначена для чтения в праздник Крещения Господня потому, что заключающееся в ней приглашение: почерпите воду с веселием от источников спасения, имеет отношение к празднуемому событию. Вслед за погружением в водах Иордана, когда Иисус вышел из воды, на Него сошел Святый Дух в виде голубине и исполнил Его по самому человечеству своими дарами, потребными Ему для прохождения предстоящего Ему великого служения пророческого, первосвященнического и царского. С того времени во все продолжение Его земной жизни благодать обильно изливалась на верующих в Него, которые от полноты в Нем благодати получали благодать на благодать (Ин. 1:16). Когда же Он вознесся на небо, то ниспослал Святаго Духа, Источника благодати, которая чрез многоразличные посредства и непосредственно действует доселе в Христовой Церкви к нашему освящению и спасению. К числу этих посредств относится вода, освящаемая в память крещения Христова в праздник Крещения, и делающая верующих причастниками, в некоторой степени, тех даров Святаго Духа, которые излились на Богочеловека при крещении в Иордане. Посему в чине освящения воды на Богоявление поется такая стихира: «Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явльшагося Христа».
Толкование на паремии из книги пророка Исаии.
Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев
См. Толкование на Ис. 12:1
Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев
См. Толкование на Ис. 12:4