Ст. 5-7 Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука
Пророк мечами называет наказание, чтобы чрез известное возвестить неизвестное. Он сказал: «упился меч Мой на небесах», чтобы показать, что наказание, о котором он говорит, как о страшном, сходит с неба. Слова: «для суда нисходит он на Едом и на народ» показывают, что народ, который предан был грехам, подвергся наказанию не неправильно, а по справедливому суду Божию. Бог угрожает ему страшным гневом не затем, чтобы истребить, но чтобы посредством страха побудить к добродетелям. По справедливости Он называет людьми пагубными тех, которые были во грехах. Подобно тому, как брошенная вещь находится вдали от глаз хозяина, так и грешник удален от святого лица Божия, как говорил Каин: «вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт.4:14), сообразно изречению: «не будет взирать на величие Господа» (Ис.26:10).
Произнося гневные слова, пророк говорит: не думайте, что Бог подвержен таковым страстям. Человек, угнетенный несчастием, гневается и не может понимать силы законов, когда ум его подвигнут гневом; но не так Бог. А как же? Когда Он гневается, Он во всем поступает справедливо. Наш ум вследствие гнева помрачается; напротив, Бог, наказывая других, каждому воздает по его делам и не подвигается от гнева. Хотя о нас и Боге говорится тоже самое, но не тоже самое этим обозначается: Он по своей природе не гневлив, напротив, мы гневаемся, – почему мы прежде мучим себя самих, потом других, причиняя или не причиняя им вреда. «Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов». Смотри: он наглядно представляет дело: чрез козлов и овнов показывает, что истребление их подобно истреблению бессловесных животных; подобно тому, как об этих после их заклания более не говорится, так и о тех людях, которые приняли их нравы и стали хуже их; те лишены слова по природе, а эти стали подобны им. «Жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома». Почему пророк называет это жертвою? Потому что гнев Божий дошел до того, что не мог миновать их.
Толкование на пророка Исаию.
Упися меч Мой на небеси: се, на Идумею снидет и на люди пагубныя с судом
См. Толкование на Ис. 34:1
Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию
Зане упиется мечь Мои на небеси, то есть кровью Ассириян, представляемых под образом неба. Яко листвие спадет с лозы, и якоже спадает листвие смоковницы (Ис. 34:4). Это говорится о царстве Ассириян, а после них примут суд Идумеи.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию
Здешняя жизнь - поприще подвигов для смертных; здесь мы подвизаемся, чтобы там увенчаться. Никто не ходит в безопасности среди змей и скорпионов. Упился меч Мой на небесах, - говорит Господь; ты ли ожидаешь спокойствия на земле, которая рождает терния и волчцы, которую поедает змей? Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). Мы окружены великими полчищами неприятелей, весь мир полон врагами. Бренная плоть, которая скоро будет прахом, одна воюет со многими. Когда же она разрешится и придет князь мира сего, и не найдет в ней греха, тогда ты услышишь успокоительный голос пророка: Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится (Пс. 90:5-7). Если же смутит тебя множество грехов, и ты станешь волноваться какими-нибудь греховными пожеланиями, и скажет тебе помысел твой: «Что делать?» То ответит тебе Елисей: Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними, и помолится. И скажет: Открой ему глаза, чтоб он увидел (4 Цар. 6:16-17). И отверстыми очами ты увидишь огненную колесницу, которая вознесет тебя, как Илию, к звездам, и тогда в восторге ты воспоешь: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: Сеть расторгнута, и мы избавились (Пс. 123:7)».
Послания.
И так как Бог не пощадил грешных ангелов, которые преступлением своим погубили небесное жилище, то и говорит Сам чрез Исаию: Упился меч Мой на небесах. Действительно, от меча погибнут все грешные народы, но, конечно, не от меча телесного (ибо кроме меча есть многие другие пути к смерти), а от меча духовного, которым будут поражены несотворившие покаяния.
Комментарии на малых пророков.
См. Толкование на Ис. 34:1
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.
Ст. 5-17 Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней; и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения. Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому. Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их. И Сам Он бросил им жребий, и Его рука разделила им ее мерою; во веки будут они владеть ею, из рода в род будут жить на ней
С неба суд Господень переходит снова на землю и обрушивается на Едом как страну, наиболее враждебную Иудейскому государству. Жители этой страны будут истреблены и вся область Едомская подвергнется ужасному опустошению.
Желая показать неотвратимость судов Божиих, пророк изображает эти суды под видом меча, без отдыха избивающего детей. Едомлян же пророк представляет под видом агнцев, козлов и баранов, буйволов, тельцов и волов, подвергаемых закланию, желая показать этим, что все классы народа в Идумее подвергнутся истребительному действию суда Божия (буйволы и тельцы - наиболее видные представители Идумеи).
Восор - главный город Идумеи.
День мучения, год возмездия. Оба эти выражения указывают, что наступило, наконец, время, когда Едом должен пострадать за все обиды, какие он причинил иудеям. А таких обид этот народ, живший на высоких скалах, где он мог скрываться после своих набегов на Иудею, причинил немало.
Святой Иоанн Златоуст предупреждает здесь, что Бог гневается не как люди, а поступает вполне справедливо.
Толковая Библия.