Ст. 5-7 Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил
«Не бойся, ибо Я с тобою». Нет иного утешения, равного этому утешению. Это же обещал Иисус Христос ученикам Своим, говоря: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
«От востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил…«, т.е.: собрание их будет Моею славою, Я, говорит, прославлюсь, – как и апостол говорил: «для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес. 2:14). Как по иным причинам, так особенно ради Моей славы Я не оставлю вас в чужой стране.
Толкование на пророка Исаию.
Не бойся, яко с тобою есмь: от восток приведу семя твое и от запад соберу тя
См. Толкование на Ис. 43:1
Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя
От восток приведу семя твое, то есть из Вавилона, и от запад соберу тя, то есть из Испании (Испания в то время считалась крайним пределом запада).
Толкование на книгу пророка Исаии.
Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя
См. Толкование на Ис. 43:1
Ст. 5-6 Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли
Выдвигается новый мотив утешения и ободрения в указании на то, что Израилю предстоит не сокращение и не умаление, а наоборот - увеличение и всемирное распространение.
Не бойся… Вот лейтмотив всей этой речи (ср. 1 ст.).
От Востока приведу… от Запада соберу… Северу скажу и Югу... Уже одно это соединение всех стран света ясно показывает, что здесь мы имеем дело не с какими-либо частными и точными географическими терминами, а с самым общим, универсальным показанием. Любопытно отметить, что он почти дословно встречается еще у Псалмопевца, который относительно избавленных Богом из рук их врагов говорит, что Господь «собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря» (Пс. 106:3). В некотором, очень условном смысле, это может быть приложено и к возвращенным из плена иудейским переселенцам, снова собранным в Иерусалим. Но в более правильном и полном смысле данное пророчество должно быть отнесено к духовному Израилю, или членам новозаветной церкви. Здесь лучшей параллелью к нему являются следующие слова Самого Господа: «говорю же вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства низвержены будут во тьму кромешную» (Мф. 8:11-12).
И дочерей моих… Многие из комментаторов обращают внимание на эту чисто новозаветную черту: обыкновенно в Ветхом Завете о рождении дочерей не упоминается и вообще о них говорится чаще всего с укором. И вот только здесь, где, очевидно, тоже идет речь о новозаветных временах, говорится так же, как и у Апостола Павла (Гал. 3:28) о равноправности полов.
Толковая Библия.