Ст. 7-9 Прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол. Кто слыша сицевое, и кто виде сице? Аще родила земля с болезнию во един день? Или и родися язык весь купно, яко поболе и роди Сион дети своя? Аз же дах чаяние сие, и не помянул еси Мене, рече Господь: Не се ли, Аз родящую и неплодную сотворих? Рече Бог твой
Теперь научает, что Израиль не до конца погибнет. Возвестив сначала пленение Иерусалиму вообще, далее упоминает об избранном остатке, ибо небольшое количество спаслось, т. е. чрез веру во Христа. Показать же намерен следующее: Иудеи надругались над Ним и убили Начальника жизни; когда же Он ожил и восшел к Отцу небесному и Богу, то божественные ученики возвестили о Нем, проповедуя всем, даже надругавшимся, и призывая к покаянию, спасению чрез веру и отпущению грехов чрез святое крещение. Так, Петр говорил: и ныне, братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши: покайтеся убо (Деян. 3:17,19), и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар святаго Духа: вам бо есть обетование и чадом вашим (Деян.2:38,39). Когда божественный Петр говорил это, многие уверовали: как написано в Деяниях святых Апостолов, приложишася в день той душ яко три тысящи (Деян. 2:41). Божественные апостолы продолжали таким образом вразумлять Израильтян, уловляя в веру. Затем, по прошествии времени, и страну Иудейскую, и самый Иерусалим постигли последствия гнева Божия, после того как вошли и призваны были наилучшие. Это и есть остаток. Сему учит, говоря: прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол: прежде чем наступили несчастия и прежде чем Иерусалим как бы постигли тяжкие родильные боли от бедствия войны, избеже, т. е. ранее наступления опасности породи мужеск пол, порождение благое и желанное, потому что для рождающих более приятно рождение мужеского пола, чем другого. А может быть дитя мужеского пола означает то, что народ Христов не имеет женской слабости, то есть в нем дух мужественный и бодрый. Свидетель сему блаженный Павел, который пишет: а иже Иисус Христовы сушь, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. 5:24). Затем выражает великое удивление о преизбытке силы Божией, которая совершила даже это, и говорит: кто виде сице? Аще родила земля с болезнию во един день? Или и родися язык весь купно, яко поболе и роди Сион дети своя? – Кто, говорит, слышал, или кто видел, чтобы земля, т. о. целая страна, в один день вырастила столько людей, что они могут наполнить ее? Неужели когда-либо рождался целый народ весь купно, т. е. сразу? Но вот, говорит, именно так Сион роди дети своя, ибо присоединение в один день трех тысяч душ и духовное возрождение их верою и святым крещением, ясно, может считаться зачатием и рождением целого народа. Аз же, говорит, дах чаяние сие, ибо и это предречено устами святых пророков, и Бог обещал ей многочадие: и не помянул еси Мене, рече Господь. Не се ли, Аз родящую и неплодную сотворих? Как же имеющий власть над этим допустил, чтобы она оказалась бесчадною? - Если бы она пожелала принять веру в Него пред обитателями всей земли явилась бы многочадною и благочадною: но так как она была непослушна, упорна и своенравна, то и стала неплодной, а земля языческая произвела народ, далеко превосходящий число. Именно об этом учит божественный пророк Исаия, обращаясь к церкви из язычников с словами: возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис. 54:1).
Толкование на пророка Исаию.
Прежде неже чревоболети ей, родит, то есть прежде, нежели войдут те, которые пали во дни Зоровавеля. Прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол. Это говорится о радости, какую ощутит земля Иудейская в день избавления своего; и радость эта будет такой же, как и у жены, прежде презираемой мужем за бесплодие, но которая при рождении первенца от радости забывает жестокие болезни рождения и прежнее презрение.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Ст. 7-9 Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой
При оглашении Иерусалима и храма его воплем, после осады и разрушения, и когда враги Христа, не восхотев принять Бога, как Царя, получают вечные наказания за свое нечестие и поругания, собранная во имя Господа Церковь, о которой в псалме говорится: человек родися в нем, и той основа и Вышний (Пс. 86:5), прежде нежели мучиться родами, родила, прежде нежели наступили роды и родила сына. Ибо не в течение многого времени, как народ иудейский чрез Авраама, и Исаака и Иакова и затем чрез детей их и внуков достиг возрастания, но немедленно при евангельской проповеди весь мир зачал и заболел родами и родил сына, которoго Фараон и Ирод покушались умертвить, который в Моисее и во Христе был спасен в Египте. Также Авраам и Исаак имели сыновей, и Иаков был отцом многих сыновей, он родил дочь, из-за которой подвергся неприятностям (Быт. 34). Если же дочери Салпаадовы получают по воле Божией наследие отца своего (Чис. 27), то нужно принять во внимание то, что отец их умер за грех свой, не родив ни одного сына, и Моисей не осмелился ни на какое решение относительно их, но предоставил это Господу, который повелел им соединиться с братьями. Также книга Бытия повествует (Быт.6), что после того как люди начали умножаться на земле, каковое умножение никогда не бывает без порока, и родились у них дочери, брали их не ангелы, но сыны Божии, от которых родились исполины или, как написано в еврейском, έπιπιπιουτες, то есть нападающие. Напротив того, святому говорится: жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея (Пс. 127:3-4). И еще: узриши сыны сынов твоих (Пс. 127:6). Итак родил Сион, то есть остатки из Израиля и вера верующих апостолов, [родили] сына — Господа Спасителя, который вместе с тем родился во всем мире, чего никто не слыхал, чего не повествует никакая история или чье-либо учение, чтобы в короткое время уверовали все народы и из всех народов был один народ христианский, о котором и Павел говорит: аще кто во Христа нова тварь, древняя мимоидоша: се быша нова (2 Кор. 5:17), согласно с написанным в другом месте: И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки (Пс. 21:28-29). Ибо вси языцы, говорит, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою и прославят имя Твое (Пс. 85:9). О Нем Иаков говорит: Той чаяние языков (Быт. 49:10). И псалмопевец: упование всех концей земли (Пс. 64:6). И этот же Исаия, которого мы объясняем: будет корень Иессеов, и востаяй владети языки, на Того языцы уповании будут (Ис. 11:10), вследствие исполнения апостолами заповеданного: научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа (Мф. 21:19), чтобы родился новый народ, о котором и двадцать первый псалом поет: небеса возвестят правду Его людем, родитися имущим, яже сотвори Господь (Пс. 21:32). И еще: людие зиждемии восхвалят Господа (Пс. 101:19). Народ же этот создан в один день, который освещается солнцем правды, как говорит Писание: будет тебе Господь свет вечный (Ис. 60:19). Можем мы слова: возникнет и народ вместе. Ибо мучился родами и родил Сион сынов своих относить и к тому времени, когда в один день уверовали три тысячи и пять тысяч из народа иудейского (Деян. 2). В той же книге Деяний Апостолов говорится также, что в Иерусалиме были из всех народов под небесами слышавшие говорящих на разных языках о великих делах божиих (Там же).
Следующее же затем по Семидесяти: но Я дал это чаяние, и ты не вспомнил обо Мне, говорит Господь. Не Я ли сделал рождающею и бесплодною, сказал Бог твой, яснее излагается в еврейском [тексте], с которым согласны и прочие переводчики: ужели Я, делающий других рождающими, не буду Сам рождать? говорит Господь. Ужели Я, давая другим родить, буду бесплодным? говорит Господь Бог твой, согласно с тем, что говорится в другом месте: насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли (Пс. 93:9)? то есть, что сотворивший всех людей из ничего может из всех народов одну часть сделать церковью верующих в Него. Также в двадцать восьмом псалме, где мы читаем: глас Господа стрясающаго пустыню (Пс. 28:8), в еврейском написано: глас Господа, делающаго оставленную рождающею, чтобы рождала церковь, бывшая прежде оставленною и чтобы производились олени в открытых и сокрушенных лесах.
Далее, по Семидесяти, следующий смысл, — что в одно время возникнет для проповеди Евангелий один народ во всем мире. Я часто чрез многих пророков давал обетования, но ты не помнил Мое обетование, — ты, город, полный воплей, храм, оставленный Господом, народ, которому Я воздал воздаяние его. Не Я ли, говорит, соделал мучащеюся родами и рождающею ту, которая прежде была бесплодною, а потом стала мучиться родами и родила? О ней в Псалмах пишется: вселяя неплодов в дом, матерь о чадех веселящуся (Пс. 112:9). Или порядок событий, может быть, обратный: рождающая сделалась бесплодною и бывшая некогда бесплодною родила весьма многих, ибо такова воля Господня.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.
Ст. 7-9 Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой
Еще не мучилась родами, а родила… разрешилась сыном. В настоящем и двух следующих за ним стихах описывается то самое знамение, которое даст Господь для торжества верующих и для посрамления неверующих: это именно необычайная быстрота рождения и многочисленность появление духовного потомства у Сиона. По обыкновенным законам чадорождения процесс этот проходит мучительно и долго; здесь же в один день, без всяких почти болей, Сион сразу рождает целый народ. Ясно, конечно, что это рождение - не плотское, а духовное, рождение водой и духом (Ин. 3:1-8). Исполнение этого знамения можно видеть, как в частных случаях обращения в христианство целых тысяч народа под влиянием апостольской проповеди (Деян. 2:41; 5:14 и др.), так и в общем факте необыкновенно быстрого и широкого распространения христианства. Значение этого образа особенно усиливается при сопоставлении его с контрастным - прежде, плотский Израиль сильно мучился, но ничего не рождал; теперь духовный Израиль не мучился, но родил многих сынов (Ис. 26:18). Обстоятельные речи об этом многочисленном потомстве пророк Исаия уже не раз в своей книге вел и раньше (См. напр., Ис. 49:17-21 и 54:1 и др.). Блаженный Иероним останавливает внимание на том обстоятельстве, что пророк сначала говорит о рождении лишь одного Сына (7 ст. ), а затем - многих сынов, разумея под первым Самого Господа Иисуса Христа, а под вторыми - всех Его последователей.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 66:5