Ст. 10-12 Веселися, Иерусалиме, и торжествуйте в нем, вси любящии его и живущии в нем: радуйтеся вкупе с ним радостию, вси елицы плакасте о нем, да ссете и насытитеся от сосца утешения его, да ссавше насладитеся от входа славы его. Яко сия глаголет Господь: се, Аз укланяю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков
Побуждает радоваться новый, духовный Сион, или Иерусалим, который есть церковь Бога жива (1 Тим. 3:15). Ее сам Христос стяжал Себе - нескверную и непорочную (Еф. 5:27) – и из сонмищ иудейских, и из скопища языческого, ибо Он соединил два народа во единаго новаго человека, творя мир, и примирив обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем: зане тем имамы приведение обои во единем Дусе ко Отцу (Еф.2:15,16,18). А радоваться ей следует, потому что она исполнена надежд, превосходящих ум и слово: око, говорит, не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его (1Кор. 2:9). Без сомнения, приглашает к веселию принадлежащих к ней и любящих ее. Относятся сюда и те, которые как бы поддерживают ее, многообразно утверждают непорочными учениями и плачут о ней по слову Самого Спасителя: блажени, говорит, плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5:4). А плач обозначает здесь совершение блестящих подвигов, ибо они проливают плодотворный пот и бодро переносят труды не с тем, чтобы получить земную корысть, но с тем, чтобы, обогатившись дарами Божиими, быть исполненными всякого веселия. Это самое и обещает им, говоря: да ссете и насытитеся от сосца утешения его. Однажды олицетворив новый Сион в виде жены, удерживает тот же оборот речи и утешение в нем, – разумею - от Святого Духа, - уподобляет сосцам и млеку. Сказано о ней и в Песни Песней: яко блага сосца твоя паче вина (Песн. 1:1). В самом деле: приступающим к вере в Бога нашего Иисуса Христа прежде всего предлагается пища, приличная младенцам, т. е. легкое и простое слово оглашения. Подобным образом обращался к некоторым и Павел, говоря: млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне (1 Кор. 3:2). А что не всегда следует быть и казаться младенцами тем, которые напаяются словом оглашения, но, напротив, должно возрастать в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13), дабы могли уже вперед понимать точное и основательное учение о Нем, - этому научает, прибавляя: да ссавше насладитеся от входа славы его. «Ссавше» говорит вместо: отнятые от сосцов и груди или отдоенные, т. е.: уже не оставаясь во младенчестве, но достигнув возраста юношей и мужей и требуя твердой пищи, насладитеся от входа славы его. Славою именует Христа, ибо Псалмопевец так в одном месте говорит о Нем: вселити славу в землю нашу (Пс. 84:10), а входом-таинство воплощения, ибо, будучи Богом по естеству, Он стал человеком и как бы вошел в этот мир чрез воплощение.
Итак, насладятся узнавшие точное учение веры о Нем и наученные, каким образом вошла во вселенную слава, т. е. Христос. Посему божественный пророк тотчас же и непосредственно с ясностью изображает явление Его с плотью, именно - говорит от лица Его: се Аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков. Река мира и обильный поток - Христос. Так называет Его и божественный Давид, говоря: яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я (Пс.35:8-9), и опять: речная устремления веселят град Божий (Пс.45:5). Уклонил же и как бы покрыл громадными волнами - славу языков, т. е. все избранное или славное из язычников, ибо не все уверовали и не все прославились, но, как говорит о Боге и Отце Павел, ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего, яко быти ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8:29-30). Это именно дает понять словом уклоняю. По изволению и благоволению Отца Ему лежал путь и стезя к потомкам Израиля, как и Сам он говорил: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24); когда же они отвергли веру, уклонился от них, как написано, и даровал толпам язычников утешение от священных источников, т. е. евангельскую спасительную проповедь, чрез которую они приобрели мир с Ним, а чрез Него присоединились к духовному общению с Богом и Отцом.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 10-11 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его
Заповедуется апостолам и мужам апостольским, которые любят оба Иерусалима, и тот, который пал при плаче и стенании их, и тот, который восстанет, ожидаемый ими со всем нетерпением, чтобы радовались вместе с тем и в том, который построен из живых камней, катящихся по земле и, подобно колесам херувимов, следующих за идущим впереди Духом, а не из тех, которые обратятся в вечный прах. О них Господь говорил: аминь, аминь глаголю вам, не имать остати камень на камени… дондеже вся сия будут (Мф. 24:2), (Мф. 24:34).
Возрадуйтесь, говорит, вместе с ним радостию все плачущие о нем. Таковы, как мы выше сообщали, были Петр и Павел и все ожидавшие искупления Израилева, чтобы сосать и насыщаться утешения его от сосца. Ибо не может быть, чтобы родившая Сына и бывшая родильницею, не имела избытка молока для воспитания ее народа и детей, вместе родившихся, чтобы дать им, не ослабевшие и опавшие, как прежде в Египте, но беспорочные и стоящие с девственною красотою, — два сосца — Ветхого и Нового завета для доставления словесного молока. О них жених говорит ей: блага сосца твоя паче вина (Песн. 1:1). Это были те, о коих в частности написано: блажени плачущии; яко тии утешатся (Мф. 5:4).
И то нужно заметить, что кои еще младенцы, те имеют нужду в молоке утешения и пребывают еще в смертном месте. Но кои после молока утешения достигли твердой пищи, те изобильно наслаждаются истиною и ведением всякого рода славы, что по-еврейски называется ziz. Вместо этого LXX перевели вход, Симмах тук, Феодотион множество. Это мы сказали, чтобы раскрыть неопределенность семьдесят девятого псалма, в котором написано: озоба и вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде я (Пс. 79:14). Ибо вместо того, где в наших [и] греческих списках читается: μονιος άγριος, то есть уединенный дикий зверь, в еврейском написано ziz sachi, что Акила перевел παντόϐαπν νώρας, то есть всякого рода страна, чтобы показать, что Израиль был опустошен не только римлянами, но всеми народами. Под славным же входом Церкви следует понимать тот, о котором пишет апостол Иоанн: дванадесять врат, дванадесят бисеров, и стогны града злато чисто яко стило пресветло (Откр. 21:21). Эти жемчужины Господь воспрещает бросать пред свиньями (Мф. 7), — [жемчужины], которые хороший купец, нашедши в пророках и апостолах, спешит к одной самой драгоценной жемчужине, не бросая прежние, но приобретая посредством них более ценную (Мф. 13:45-46).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.
Ст. 10-11 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его
Возвеселитесь с Иерусалимом… все сетовавшие о нем... Об этой духовной радости обновленного Сиона, т. е. Христовой Церкви, пророк Исаия много раз и в самых живых образах говорил уже и раньше (Ис. 49:12-18; 61:2-3; 65:18 и др.). В данном случае он считает нужным снова напомнить об этом, чтобы преподать наиболее действительное утешение верным сынам Израиля, находившимся в состоянии понятной скорби, под влиянием всевозможных насмешек и прямых гонений (5 ст.). На эту цель определенно указывает и дальнейший контекст речи (13-14 ст.).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 66:5