Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли
Ибо слово Божие запрещает людям уподоблять Божество чему-либо познаваемому, так как всякое понятие, согласно с каким-либо удобопостижимым представлением составляемое по некоему естественному уразумению и предположению, созидает Божий кумир, а не возвещает о Самом Боге.
О жизни Моисея законодателя.
Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им
(Втор. 5, 8; Рим. 1:23; 1 Ин. 5:21) Не воздавай им божеских почестей: ибо все они суть творения единого Бога, созданные Сыном и Словом во Святом Духе. Сие Слово Божие, в последние веки восприявши плоть от девственного чрева, явилось на земле и обитало между людьми. Для спасения человеческого подъявши страдание и смерть и воскресши, Оно вознеслось с плотию на небеса, и возсело одесную величие на высоких. С сим же телом опять приидет во славе судить живых и мертвых.
Посему из любви к Слову, вочеловечившемуся ради нас, имей изображение Его, чтобы оно напоминало тебе о Изображаемом, коему ты и должен поклоняться, поклоняясь иконе, возводя чрез нее ум свой к самому достопоклоняемому телу Спасителя, возседшему одесную Отца на небесах. Подобно сему имей и иконы святых, покланяйся им, не как богам, – что нечестиво, но с телесным поклонением и расположением к ним, и с подобающим чествованием, возносясь умом чрез образ к изображенному. Так и Моисей поставил изображение херувимов во святилище (Исх. 25:18-20; Исх. 37). Самое святое святых служило образом пренебесных (предметов), а часть скинии, доступная мирским людям, носила образ всего мира. Моисей назвал эти отделение скинии святыми, восхваляя не твари, но чрез них содетеля мира – Бога (Исх. 26:33; Чис. 6:20; Евр. 9:1-5). Подобно сему и ты не боготвори икон Владыки Христа и святых, но чрез них покланяйся сначала Сотворшему нас по образу Своему, а потом, по неизреченному человеколюбию, благоволившему возстановить в нас образ Свой и восприявшему его на Себя. Покланяйся не только иконе Бога, но и образу креста Его. Ибо крест есть знамение величайшее и победоносное оружие Христа над диаволом и всеми силами врагов, так что, видя изображение его, они трепещут и обращаются в бегство. Это изображение явилось очень славным и соделало величайшие чудеса еще во времена пророков, когда не явилось еще Первообраза. При втором же пришествии распятого на нем Господа Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых, явится пред Ним и это великое и страшное знамя Его, «с силою и славою многою» (Мф. 24:30).
Итак чествуй его ныне, чтобы тогда ты мог взирать на него с упованием и удостоиться спрославление с ним. Покланяйся и иконам святых, как сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем, и приводя на память, что они соделались общниками Христовых страданий. Равным образом чествуй и священные гробницы и нетленные останки их; ибо благодать Божия не оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого Тела Христова во время живоносной Его смерти. Делая это, и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с ними от Бога, и воспоешь с Давидом: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» (Пс. 138:17)
Изъяснение десяти заповедей.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли
Что такое идол?
Во второй заповеди говорится об идоле. В заповеди объяснено, что идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в воде живущей, которой поклоняются и служат вместо Бога.
Запрещаются ли таким образом священные изображения?
Иметь какие бы то ни было священные изображения вовсе не запрещается. Это ясно видно из того, что прор. Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая идолов, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или передвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.
Этот пример поясняет правильность употребления в Православной Церкви Святых Икон.
Что такое икона?
Слово «икона» в переводе с греческого значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.
Противоречит ли употребление икон второй заповеди?
Употребление святых икон противоречило бы второй заповеди в том случае, если бы их боготворили. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, поскольку в таком случае иконы подобны книгам, в которых вместо букв написаны лики и предметы (см. святой Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серенскому епископу).
Как следует поклоняться иконам?
Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых.
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О второй заповеди
Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им
Не обожествляй творение как Творца.
Кто обожествляет вырезанный лик или писаный образ? Только тот, кто не знает резчика и живописца. Тот, кто не верует в Бога или не знает о Нем, вынужден обожествлять вещи, ибо человек должен что-либо обожествлять. Господь вырезал горы и долины, вылепил растения и тела животных; Он написал луга и поля, облака и озера. Тот, кто это понимает, восхваляет Господа как величайшего Резчика и Живописца, а тот, кто этого не знает, воздает хвалу самим гравюрам и полотнам Божьим.
Но это еще не самый страшный грех. Самый страшный грех - это когда человек обожествляет то, что он сам создал, дело рук своих и разума своего.
Где у человека все мысли и все сердце, там и Бог его.
Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает всю душу своей семье и другого бога не знает, тогда его семья для него - божество. Это болезнь души одного рода.
Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает все свое сердце злату и серебру и не желает знать другого бога, тогда злато и серебро для него - божество, которому он поклоняется день и ночь, покуда его не настигнет ночь смерти и не погрузит во мрак. Это болезнь души другого рода.
Если некий человек сосредоточивает все свои помыслы на том, чтобы возвыситься над другими людьми, старается во что бы то ни стало быть первым, желает славы и похвал, считает себя лучшим среди всех людей и всех творений на небе и на земле, тогда такой человек - сам себе божество, которому он приносит в жертву все. Это болезнь души третьего рода.
Вот видишь, брат, только болящие души не знают истинного Бога. А здравые души здоровы благодаря знанию и вере в истинного единого Господа Бога, Создателя и Властелина всех семей человеческих, всего злата и серебра, всех смертных человеков на земле.
Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.
Ст. 4-5 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им
Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно – в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол 3, 5), - и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог – чрево» (Фил 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе – суде, милости и вере (Мф 23, 23).
Руководство к исповеди.
Ст. 4-5 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им
Не служи им, – это Он говорит, чтобы тот, кто расположен к идолам, никогда им не служил. А кто не расположен, но из-за трусости, которую он именует «приспособлением», притворяется, что делает это, чтобы показаться, подобно большинству, благочестивым, – не служит, но поклоняется идолам. И я могу сказать, что те, кто на суде или еще до суда отрекаются от христианства, они не служат идолам, но поклоняются им, относя имя Бога – «Бог», к бездушному и никчемному веществу.
Увещание к мученичеству.
Иудеи близки убеждениям христиан, когда, следуя Закону, гласящему устами Бога: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, – они не почитают никого, кроме Бога, Который над всеми, Который сотворил небо и землю и все прочее. Ясно, что живущие по Закону, почитая Сотворившего небо, не почитают наравне с Богом небо. И ангелам небесным никто из служащих Закону Моисееву не поклоняется, и точно так же не поклоняется ни солнцу, ни луне, ни звездам, ни «воинству небесному»; они воздерживаются от поклонения небу и ангелам, которые на нем.
…Ибо не было ни живописца, ни ваятеля в их государстве, так как всех таковых изгонял из него Закон, чтобы не было никакого повода для изготовления статуй, ибо оно привлекает тех людей, которые неразумны, и низводит их душевные очи от Бога к земле.
Против Цельса.
См. также Толкование на Втор. 4:15-18
Ст. 4-5 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им: аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящым мене
По этой причине, то есть для искоренения поводов к идолослужению, божественный Закон гласит: Не делай кумира, и добавляет: «а также подобия того, что на небе, и что на земле, и что в море, во всем мире», – искусства такого рода Он запретил рабам Божиим. Это еще и раньше предсказывал Енох, говоривший, что все устроение мира – то, что находится на небе, в море и на земле, – обратят демоны и духи оставленных ангелов на идолослужение, чтобы они были освящены в качестве бога вместо Бога. Итак, людское заблуждение почитает все, кроме Самого Создателя всего: изображения этого – кумиры, а обожествление изображений – идолослужение. И при всяком совершении идолослужения повинен создатель каждого идола.
Об идолопоклонстве.
Ст. 4-6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои
Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов, они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел»; Втор 4:16) и под другими формами, образами («всякое подобие:» евр. «векол темуна», темуна – образ, облик (Втор 4:15, Иов 4:16), являющимися воспроизведением светил небесных («на небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («на земле внизу») и рыб («в воде ниже земли», – Втор 4:16-19). Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим (Втор 4:15), запрещение же поклоняться и служить им (5 ст.) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор 4:24; 6:15; Нав 24:19), т. е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис 42:8; 48:11). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога-«ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему (34:7; Чис 14:18; Ис 14:21). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24:16; Иер 31:30; Иез 18:1-32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.