Ст. 13-14 И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву. А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении
Речь пророка опять обратилась к Израилю: Он как бы так говорит: оставив воспоминание о тех древнейших (прегрешениях) наконец помилую тебя, как уже понесшего праведное наказание; как достаточно наказанного освобожу тебя от жестокой власти тех. Ты никогда не будешь подчинен жезлу, то есть скипетру или царству Ассириян: ибо скипетр есть символ царства. Избавлю тебя от страха и уз рабства и возвращу опять к счастливым дням свободы. Выражение же: «заповесть о тебе Господь» ты можешь понимать так. «Заповесть» кому, – или святым духам и воинствам ангелов, которые поставлены Богом для охранения Израиля: или «заповесть» тому, кто некогда освободит их из плена; а это был Кир, сын Камбиза; но заповедает ему совсем не так, как говорит святому и пророку, но влагает в душу его собственное хотение и делает его исполнителем угодного Ему, хотя он нечист и идолослужитель. Как заповедал Он киту проглотить Иону, и тыкве повелел вырасти и распространить тень над ним, и червю подточить тыкву4; так, говорит, заповедано было и Киру. Таков исторический смысл (сих слов).
Бог и Отец мог бы воскликнуть ставшему убийцей Господа Иерусалиму или стране Иудейской: «понеже до основания своего оляденеет, и аки блющ оплетающийся снеден будет, и аки трость сухоты полна. Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная»; ибо она была выжжена и превращена в пустыню, и как сухая солома сожжена за то, что она дерзнула помыслить злое против Господа, и говорила против Него необузданные речи: называли Его то Самарянином (Ин.8:48), то винопийцей (Лк. 7:34), то рожденным от блуда: то говорили, что он обольщает народ (Ин.7:12), хотя Он для того именно и послан был Богом и Отцом, чтобы избавить от заблуждения заблуждающихся и привести к Богу удалившихся от Него, и многообразно впавших в измену чрез веру возвратить к Нему, просветить находящихся во тьме и соединить разъединенных. Но поскольку Он не совсем погубил Израиля, то, как я уже не раз говорил, ему сохранен останок: ибо и из Иудеев немалое число уверовало, и вместе с язычниками прославляют Христа.
Но и сущие от обрезания по плоти пусть услышат слова: «жезл его сокрушу от тебе, и узы твоя расторгну: и заповесть о тебе Господь». А о каком жезле, и о каких узах говорит Он, как не сказать теперь?
Они подчинены были как бы некоему скипетру, находясь под бременем неразумия и своеволия книжников и фарисеев, и как бы связанные заповедями их, они не принимали веры. Но сокрушен был жезл, то есть власть, расторгнуты узы, и наконец в свободном расположении духа они устремились к Христу, как бы постоянно восклицая друг к другу и говоря сказанное устами Псалмопевца: «расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их» (Пс.2:3).
Но кроме тех и обратившиеся из язычников пусть услышат: «и ныне сокрушу жезл его от тебе, и узы твоя расторгну: и заповесть о тебе Господь». Некогда подчиненные скипетру дьявола и связанные узами мирских наслаждений, они покланялись созданию вместо Создателя и не знали действительного и истинного Бога, и немного отличаясь от бессловесных животных, они порабощены были плотским наслаждением и проводили жалкую и крайне неразумную жизнь. Но и они получили свободу, после того как Христос сокрушил тот древний жезл и расторг узы, удалил их от греха и от заблуждения привел к познанию Бога, оправдал верой и наконец заповедал о них, очевидно святым ангелам: ибо написано: «живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится» (Пс.90:1); ибо «заповесть» святым ангелам «сохранить нас во всех путех» и взять на руки, «да не когда преткнем о камень ногу» (Пс.90:11–12). И не подлежит сомнению, что «ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их» (Пс.33:8).
Толкование на пророка Наума.
И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву
См. Толкование на Наум. 1:12
И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву
См. Толкование на Наум. 1:12