I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.
Судят (будут судить) языком, обладают (будут владычествовать над) людьми, и воцарится в них Господь во веки
Идет речь о торжестве гонимых чтителей истинного Бога над гонителями, имеющем быть некогда в земной жизни. Не всё же ревнителями истинной веры и благочестия страдать невинно от враждебных им народов и племен, не всё же терпеть им муку по приговору неправедных языческих судей и правителей. Наступит, наконец, время, когда истинная вера восторжествует над нечестием и ее исповедники не только получат свободу в исповедании своей веры, но еще в лице земных царей, имеющих уверовать в истинного Бога, станут во главе судебной и правительственной власти над племенами и народами. Время, когда должна произойти столь благотворная перемена в судьбе чтителей истинного Бога, есть время водворения Царствия Божия на земле, или Церкви, когда самые земные цари войдут в недра Церкви и будут ее покровителями и защитниками, и покорными слугами Царя Небесного. Тогда воцарится Бог над верными Ему вечно, так что царствию Его не будет конца. Говоря сие, писатель книги Премудрости имел в виду пророчество Даниила: «Царство и власть и величие царственное по всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – вечное и все властители будут служит и повиноваться Ему» (Дан. 7:27). Исполнилось это пророчество во времена новозаветные. Чтители истинного Бога, явившегося во Христе Иисусе, сначала гонимые, взяли наконец перевес над язычниками. Христианская вера победила язычество и, благодаря покровительству равноапостольного Константина, сделалась господствующею в Греко-Римской империи, в силу обетования Христова: блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Постоянно кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную.
Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.
Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки.
Племена и народы, о которых говорится здесь — это язычники. Но и еврейский народ не в полном составе примет участие в этом суде и владычестве над народами, а только оставшиеся верными Иегове, отступники же «понесут наказание» (10 ст.), ибо только мудрость и благочестие ведут к господству (Сир. 4:16. Мы находим здесь, таким образом, известную мессианскую надежду о восстановлении и вечном потом существовании истинной теократии, которая сменит господство угнетавшей евреев языческой власти (см. Дан. 7:18, 22, 27; Пс. 149:4–9; 1 Кор. 6:2).
См. также Толкование на Прем. Сол. 3:7