И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет
И будет яко древо насажденное при исходищах вод. Христос в богодухновенном Писании изображается древом иcпoведaния, по сказанному: древо живота есть всем держащимся ея (Притч. 3:18). Посему, Псалмопевец говорит, что уверовавшие во Христа будут телом Его. Ибо преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Фил. 3:21). Исходищами же вод называет божественные Писания, в которых повсюду можно найти проповедуемого Христа. Христос — древо жизни; Апостолы — ветви; кровь и вода из ребра Христова — плод, и кровь в изображение страдания, а вода в изображения крещения; словеса — листья. Еже плод свой даст во время свое. Под плодом древа разумей правую веру, под листьями его — исполнение заповедей. Плод — спасаемые: корень — крещение; земледелатель — Отец. И лист его не отпадет, и вся, ялика аще творит, успеет, потому что дело, совершаемое по Богу, не может быть бесполезно. Время давать зависит от приемлющего.
Толкование на псалмы.
Ст. 3-4 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли
Состояние праведных и грешных (стихи 3-4)
Изобразив черты деятельности праведника, а чрез то и грешников, переходит к изображению их состояния. Вследствие всестороннего удаления от зла и непрестанного поучения в слове Божием, праведник будет как древо при исходище вод,— исполнится живоносною силою слова Божия, разбогатеет и от полноты жизни будет плоды приносить,— соответственные дела, и преспевать во всех начинаниях.
И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет
Будет — может и есть — будущее вместо настоящего — или и то и другое… и есть, и будет… полножизненность — его постоянное состояние.
Древо, ац,— всяческое,— и живое и сухое,— здесь по чертам, приданным ему, или маслина, или пальма, кои не отметают листьев,— коим и в других местах уподобляются праведные (см.: Пс. 91:13; Иер. 17:8). Халдейский перевод: как древо жизни, то есть всегда живое и цветущее. Сирийский ставит — Древо просто вообще. Раввин Елеазар бен-Азария говорит, что человек, которого ученость ширше добрых дел, подобен ели (abieti), коей ветви широко расходятся, а корень мал и которую потому легко одолевает ветер. А чьи добрые дела превосходят ученость, тот подобен дубу.
Дереву при потоках вод стоять очень благоприятно, особенно на Востоке, в жарких странах, где почва скоро теряет влажность от зноя несносного, и дерева сохнут (см.: Иер. 17:8; Иез. 19:10). При — на одной стороне или берегу реки. Греческое (διεξοδος) — дает мысль о месте, где вода раздвояется на два рукава, так что, стоя посреди, дерево с двух сторон получает приток соков водных. Притоки такие в применении к праведному суть — излияния Божией благодати Святого Духа в таинствах — и озарение истинами и исполнение ума от слов Божиих, от коих непрерывный подается ему духовный сок и жизненность к отражению злых страстей и скорбей.
Насажденое — еврейски: шатал, пересаженное,— как сучок, срезанный с макушки кедра и поставленный в другое место (см.: Иез. 17:22), и как ветвь виноградная, из влажного места пересаженная в сухое,— так праведник из сухой пустыни греха пересаждается в прекрасный рай Церкви.
Плод во время. Разумеется дерево не бесплодное, которое только красуется листьями, но — которое всегда в свое время приносит обильные плоды. И праведные подобны древам добрым, которые ничего для себя, а все для других плодоприносят, добрыми себя украшают делами (см.: Мф. 7,16-18), не довольствуясь семенем благопомышления, или цветом благих намерений, или листьями доброречия. Добрые плоды сии перечисляются в Послании к Галатам (см.: Гал. 5:22).
Во время свое. Нечестивые или никаких не приносят плодов, или приносят недозрелые, вялые и скоро пропадающие от порчи; а благочестивые всегда в свое время приносят плоды зрелые, добровкусные и прочные, как любовь, терпение и прочее, и в другой жизни принесут они Богу непрестанную хвалу, любовь, приснозрение и прочее.
Лист не отпадет. Праведные всегда себе равны, красятся дивным строем жизни, всем, что говорят и делают,— и приветливостью — или привлекательностью во взаимных сношениях, как тенью древесною, всех услаждают. Отпадение или отметание листьев означает бедственность и потерю всякого благочестия (см.: Ис. 1:30; 64:6). Означает также недостаток или потерю честности и добродетели, как отъятие грозди от лозы или листьев с дерева (см.: Иер. 8:13). Итак, когда говорится, что праведные не теряют листьев красоты благонравия и благоденствия; то этим означается постоянное осенение их Божиею благодатию, хранящею в них внутреннее благонастроение и внешнее в них благочиние и счастье, утешающею их упованием и ведущею к вечному блаженству. В других местах словом: навал, отпадать,— говорится собственно о травах и листьях, когда они вследствие иссякновения внутренней сочности, и от действия чрезмерного внешнего жара, вянут и, иссохши, отпадают (см.: Ис. 34:4; 40:7-8; Иер. 8:13; Пс. 36:2 и другое).
Успеет. Это продолжение или можно принимать, как продолжение сравнения праведных с древом (Халдейский перевод: и на всех ветках своих, которые произращает, даст плоды обильно, благоуспешно. Иные разумеют о сучках, беромых с дерева и сажаемых в другом месте, что и они хорошо разрастаются и плод приносят. Иные о листьях,— что все они полезны для здоровья [см.: Иез. 47:12]), или как особое положение, особую выражающее мысль о праведных (грамматически соотносясь к: и будет яко древо… и будет успевать)… Это лучше и прямее. Примеры представляет Иосиф, которому все благоспелось в доме Пентефрия (Потифара) (см.: Быт. 39:2-3); Езекия, благоспешно восстановлявший чин религиозный (см.: 2 Пар. 30:21; 32:30); Соломон (см.: 1 Пар. 29:23 и другое). Что дела благоугождения у благочестивого идут благо-успешно, несмотря на внешние скорби, об этом см.: Рим. 8:28, 36-37; Иак. 1:25; 1 Тим. 4:8. По последнему — благочестию принадлежит обетование не нынешнего только века, но и грядущего. Первая мысль о праведных из сравнения с древом указывает, что он изводит из себя добро как бы естественно, а второе: успеет — указывает на особые преднамеренные предприятия. Сирийский перевод: все, что предпринимает, совершает.
Толкование на некоторые псалмы.
И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет
См. Толкование на Пс. 1:2
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое
Добрые дела наши зависят не только от доброй воли нашей, а и от Божией воли. Господь так устрояет нашу жизнь, что в тот или иной момент Он предлагает нам совершить определенное дело. И нам не нужно тогда отказываться от сего послушания… А вырваться со своими планами, непременно требовать от Бога помощи в своем деле, настаивать на чуде Божием – никак нельзя нам. А смиренно и терпеливо ожидать о себе воли Божией. Ибо только то дело успешно и полезно всем, где есть Божие благословение!
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадеть, и вся, елика аще творит, успеет
Есть виды деревьев, которые ни летом, ни зимой не сбрасывают своей листвы, но всегда покрыты и украшены свежестью зелени: например, олива, кипарис и им подобные. Но есть и другие (деревья), которые обнажаются и сбрасывают свою листву зимой. Этот пример подходит к христианам, ибо они в Писании называются «деревьями» (Мф. 7:17; 12, 33) и никогда не сбрасывают украшение и благолепие листьев: даже под напором зимних злых ветров и суховеев они всегда остаются облаченными в славу Духа. Об этом и говорится в Писании: «Еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет». Но есть и другие (христиане), ум которых более легковесен и которые при наступлении искушений, стужи и (злых) ветров не могут противостоять им и остаться незыблемыми, по причине обволакивающей их немощи.
Собрание рукописей типа III. Поучение 4.
И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадеть, и вся, елика аще творит, успеет
Потому что потоки Божественнаго Духа действуют подобно водному орошению. Как воды цветущими делают насажденныя при них дерева; так Дух сообшает силу приносить божественные плоды. Посему-то Владыка Христос учение Свое наименовал водою. Ибо говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин.7:37); «вода, юже Аз дам ему, будет источник воды» живой «текущия в живот вечный» (Ин.4:14); и еще: «веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38). А также говорит и жене самарянской: «пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин.4:13-14). Так и чрез Пророка Исаию говорит: Я дам «в жажде ходящим в безводней; отверзу на горах источники, и на холмах реки напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех» (Ис.41:18; Ис.43:20-21). Поэтому и блаженный Давид обучающагося Божественным словесам справедливо уподобил деревам, насажденным на берегах при воде, у которых всегда зелены листья, и которыя благовременно приносят плоды, потому что подвижники добродетели, хотя плоды трудов собирают в будущей жизни, однако же и здесь, как бы некия листья, постоянно нося в себе благую надежду, зеленеют и радуются, и в услаждении духа переносят тяжесть трудов. И великодаровитый Владыка всегда содействует усердию их, потому что «любящим Бога», как говорит божественный Апостол, «вся поспешествуют во благое» (Рим.8:28). Посему-то и блаженный Давид сказал: «и вся, елика аще творит, успеет». Ибо «от Господа», говорит он, «стопы человеку исправляются, и пути его восхощет» зело (Пс.36:23). Но не просто, а с великою точностию, сказано у него: «вся». Ибо, запретив сперва все виды порока, и показав совершенство Божественных законов, потом уже присовокупил: «вся, елика аще творит, успеет», зная, что таковый, соглашая волю свою с Божественым законом, не захочет сделать что либо вопреки закону, так как сказано: «в законе Господни воля его». Таким образом, возбудив чрез сие к добродетели и обучив совершенному любомудрию, Пророк подкрепляет подвижников и представлением противнаго, и говорит…
Потом показывает рождающийся отсюда плод:
И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет
Потому что так ведущий себя, как насажденный при потоке божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод—добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, то есть (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели. Или под плодом должно разуметь от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями согревающую надежду спасения, которой никогда не теряют и которая облегчает чувство скорбей. Справедливо же божественные глаголы сравнивают с водами, потому что они напояют и оплодотворяют души, как воды растения. Так и Христос собственное учение назвал, сказавши: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; и: веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы (Иоан. 7, 37-38); и иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки (Иоан. 4, 14). Такому человеку и Бог содействует во всем. Ибо от Господа, сказано, стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело (Пс. 36, 23). И апостол опять говорит: любящим Бога вся поспешестуют во благое (Римл. 8, 28). Выражение: вся прибавлено с основательностию, ибо успевший в этом и не желает сделать что нибудь худое, поэтому он и получает успех во всем от Бога.
И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет
Пророк, изъяснив, кого должно почитать истинно праведным, теперь доказывает, что таковый человек блажен есть и по упованию, и по самой вещи: по упованию в веце сем, а по вещи в будущем. Доказательство берет от подобия древа, насажденнаго при источниках вод, и имеющаго все потребныя качества, составляющия доброе древо. Ибо есть различныя древа: некоторыя едино листвие производят, да и то не долго удерживают; иныя и листвие производят, и оное долго удерживают, но плодов не имеют, или хотя и имеют, но невкусные. Итак одни токмо те древа по всему совершенныя суть, которыя и листвие и плоды производят, и притом в надлежащее время, и в совершенной зрелости и вкусе. Таковыя древа суть кедровыя, пальмовыя, масличныя и финиковыя, которым часто Священное Писание праведных людей уподобляет, якоже и в сем месте. Ибо праведные, будучи укоренени и наздани в любви по Апостолу (Еф. 3:17), близки суть ко источнику живому, из негоже присно почерпая благодатную влагу, благие плоды благовременно приносят: сего ради присно процветают славою и честию пред Богом и людьми. А хотя иногда и презираемы бывают от безумных, но у премудрых, паче же у Ангелов, и что вящше, у самого Бога в величайшей чести суть. И сие убо в веце сем, в будущем же неистленный венец славы приимут: а донележе здесь еще пребывают, присно имут всеблагаго Владыку во всех содействующа. Сего ради глаголет: вся елика аще творят, успеют, якоже и Божественный свидетельствует Апостол: любящим Бога вся споспешествуют во благое (Рим. 8:28).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет
См. Толкование на Пс. 1:1
И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет
Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник «во всем, что он ни делает, успеет», так как ему покровительствует Бог.
И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет
Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: «Благословен человек, иже (который) надеется на Господа, и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода» (Иер. 17:7–8). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида. Здесь замечательно то, как священные писатели хорошо знали Слово Божие, изреченное чрез пророков, несмотря на то, что в их время не было печатных книг Слова Божия, и рукописные свитки его были большой редкостью. Почему же ныне не видно между людьми такого знания Слова Божия, при всем том, что достигнуть этого знания в нынешнее время гораздо легче и удобнее? Не потому ли, что ныне люди предпочитают ходить на совет нечестивых и пребывать на путях грешников? И не служит ли это явным признаком того, что нынешние люди, хвалящиеся даже званием истинных христиан, благочестие и блаженство поставляют не в знании Слова Божия и не в изучении закона Господня ежедневном, а в чем-то другом?!
Объяснение священной книги псалмов.