Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Аз уснух и спах. Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: востах, значит: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол.
Толкование на псалмы.
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
См. Толкование на Пс. 3:4
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Божественное Писание часто бедствия называет ночью; потому что впадшие в великия горести представляют себя как бы пребывающими во тьме. А с понятием ночи соединено неразрывно понятие сна. Посему Давид означает вместе и скорби и избавление от скорби. Ибо сие дают видеть слова: «востах, яко Господь заступит мя», то есть, воспользовавшись Божиею помощию, препобедил я поразившия меня бедствия.
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
Аз уснух. Сраженный страшною тяжестию скорбей, я, говорит, совершенно упал духом и ничего не предпринимал (подобно спящему).
И спах. И я долго, говорит, находился в таком состоянии.
Востах, яко Господь заступит мя. Но предузнав, как пророк, что Ты поможешь мне, я тотчас же, говорит, возбудил упавший дух мой. Некоторые толковники утверждают, что это сказано пророком (уснух, спах, востах) о его воскресении, вместо того, чтобы употребить выражения: я засну, будучи мертвым, и стану спать долго, при чем тело мое будет оставаться в бездействии; но по прошествии известного периода времени я пробужусь, или то есть тогда, когда Христос сошедши в ад воскресит содержимых там, или же когда воскресит Он всех умерших в конце времен.
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.
Беды и скорби часто в Священном Писании нарицаются нощию; с нощию же во первых сон сопряжен, потом пробуждение и возстание. Пророк убо и беды свои показывает здесь, и бывшее от оных избавление; или еще и в самых бедственных и опасных обстоятельствах спокойное при Божием покровительстве пребывание.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя
В прошедшую ночь Господь чудесно уже защитил его; усталый псалмопевец лег и погрузился в глубокий сон; и если бы Господь не бодрствовал над ним, то враги напали бы на него и умертвили (2 Цар. 17:2).
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 6-7 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя
В том факте, что Давид, отовсюду окруженный врагами и с минуты на минуту ждавший своей гибели, однако ж «ложится, спит и встает» живым, он видит непосредственную божественную помощь, Его заступничество («ибо Господь защищает меня»), почему уже перестает бояться преследующих и отовсюду окруживших его врагов, и характер его молитвы к Богу изменяется, из скорбной переходит в торжественный гимн.
Это спасение Давида было следствием отвержения Авессаломом совета Ахитофела, предлагавшего немедленное преследование Давида, и принятия предложения Хусия о медленности и осторожности действий, давшего возможность Давиду переправиться за Иордан и избежать близкой опасности. В этом Давид видит помощь от Бога.
Толковая Библия.
Ст. 6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя
Тмами в Священном Писании, на славянском языке, выражается многочисленное собрание, или великое множество людей, тмами собственно называются мириады, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».
Объяснение священной книги псалмов.