Яко хвалим есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть
Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея. Таково долготерпение, что, поелику нечестивые остаются ненаказанными, то некоторые из неразумных одобряют уже жизнь их.
Толкование на псалмы.
Яко хвалим есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть
См. Толкование на Пс. 9:23
Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть
На слова: и обидяй благословим есть.
Спрашивал ты, что значит: и обидяй благословим есть? Посему слушай. Благословим есть (ευλογειται) составлено здесь из слов: «хорошо говорить» (ευ λέγεσθαι), то есть его хвалят, прославляют льстецы, и ожесточают его в пороке, и не попускают, чтобы при молчании их пробудилось в нем ощущение болезни. Почему и делается он неизлечимым, ибо, как не чувствующий страдания, не ищет и не допускает врачевания.
И это всего хуже, когда порок восхваляется и даже не почитается пороком. Потому, если возможно, всего более надлежит такового исправлять; а если невозможно, – не льстить и не усиливать болезни, но молчанием пробуждать в нем ощущение лукавства. Если же неугодно кому и сего сделать, то остается ему стремглав бежать, чтобы, соделавшись через лесть сообщником неправды, не стать соучастником и в наказаниях. Ибо как увенчивается тот, кто приводит к добродетели, если и не преуспеет в этом (поскольку сделал свое дело), так и поощряющий к неправде наказывается, если даже и не будет в том силен (потому что и он сделал свое дело).
Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть
Производя тысячи зол, приобретают себе за это похвалы от льстецов.
Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй (обидчик) благословимь есть (одобряется)
О частице яко, по-русски так как или потому что, должно заметить, что соответствующее ей в еврейском языке слово не всегда имеет значение причиной частицы, но иногда употребляется как наречие утверждения, а иногда бывает и вовсе лишнею и употребляется в этом последнем случай в речи лишь в силу некоторого обычая, как идиома. Порок усилился между нечестивыми, по словам пророка, до такой степени, что те, которые грешат, особенно ревностно, хвалятся своими похотями, за удовлетворением которых они гонятся, будучи увлекаемы страстью, равным образом те, которые обижают других, слышат одобрение за свои преступные действия со стороны подобных себе людей.
Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.
Дает причину, а потом присовокупляет многия другия, чего ради нечестивый благоденствием своим гордится, а нищий возгарается ревностию: понеже де богат и силен, а потому уважаем бывает от всех, и хотя препровождает жизнь порочную и беззаконную, однако желания его исполняются, а дела от всех похваляются, так что и тогда, когда обижает других, грабит и разоряет, благословляем бывает от ласкателей и притрапезников, хотя впрочем достоин проклятия.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть
В этих словах пророк указывает причину, почему нечестивые гордятся. Они богаты и сильны, а потому и пользуются от всех уважением, и хотя ведут жизнь порочную и беззаконную, однако все желания и всякое домогательство их беспрепятственно исполняются, а дела их всеми одобряются и похваляются, так что даже и тогда, когда обижают других, грабят и разоряют, пользуются расположением и дружбою со стороны льстецов и прихлебателей и бывают благословляемы, хотя на самом деле достойны проклятия.
Объяснение священной книги псалмов.