Это старая версия документа.
От Тебе похвала Моя. Похвалою называет славословия. Можно в этом видеть и то прославление Отцем, когда nриидe свыше глас: и прославих, и паки прославлю (Ин. 12,28). Или, как Я соделал Тебя ведомым для человеков, так, без сомнения, и Ты соделаешь, чтобы воздавалась Мне та же честь, то глаголя: Сей есть Сын Мой (Мф. 3,17), то являя о Мне Петру (Мф. 16,17) и прочим. Молитвы Моя воздам. В божественном Писании молитвою называется обетование. Посему, исполнение послушания Отцу, в каком пребыл Сын даже до смерти по плоти, можно также принять за исполнение возданной Им Отцу молитвы.
«От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе». Как Я делаю Тебя ведомым для человеков; так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне туже честь, то изрекая: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф.17:5), то вещая: и «прославих» Тебя «и паки прославлю» (Ин.12:28). Так в откровении дал ведение о Нем Петру, так открыл Павлу, так чрез них опять человекам. Ибо церковию великою Пророк наименовал Церковь простирающуюся до пределов земли.
«Молитвы Моя воздам пред боящимися Его». Молитвами (εὐχή) называет здесь не моления, но обеты. Ибо сие различие в значении знает и закон: «аще обещаеши обет» (εὔξῃ εὐχὴν) «Господеви» (Втор.23:21), то есть, дашь какое-либо обещание Богу. Итак, поелику выше обещал чрез уверовавших в Него воспеть хвалу; то здесь яснее высказывает, что обещания приведет в исполнение, чтобы поучающиеся в словесах Божиих из самых событий дознали истину слов сих. Поелику же упомянул о Церкви, то по необходимости делает о ней предречения, и предвещает призвание всех народов. Ибо их именует убогими, как издревле не имевших богатства благочестия, но порабощенных убожеству неведения.
От Тебе похвала моя (мне).
Тогда была похвала Сыну от Отца, когда пришел голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем Мое благоволение (Матф. 3,17). И когда тот же Отец возгласил с Неба: И прославил и еще прославлю (Иоан. 12,18).
Феодорит: как Я Тебя делаю известным людям, так и Ты научаешь везде людей приносить Мне ту же честь. Так Он открыл познание о Нем Петру и Павлу, а чрез них и всем людям.
В церкви велицей исповемся Тебе.
Поведанием здесь Господь называет хвалу и прославление, а великою церковью, Церковь христианскую, как распространявшуюся до пределов земли, или как составившуюся из великих и святых мужей. Среди сей-то Церкви, Господь всегда прославляет Отца посредством Евангелия. Притом выше Он сказал просто о церкви, разумея синагогу иудейскую, или и Церковь из верующих, находящуюся по частям в каждой стране; а теперь называет великою всю вселенскую христианскую Церковь.
Молитвы моя воздам (Господу) пред боящимися Его.
Молитвами Господь здесь называет обеты поведать о имени Отца своего и прославлять Его.
Не нам, Господи, не нам, сказал некто, в чувстве души, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9); ибо он знал, что естество человеческое не может принимать похвалу безвредно. У Тебе похвала моя в Церкви велицей в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно.
Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его.
«О Тебе хвала моя в собрании великом». Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом - исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасности (23 ст.).