Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его
Вси пyтиe Господни милость и истина. Ибо постоянно питающиеся божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаянье, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания.
Толкование на псалмы.
Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его
Святой псалмопевец Давид говорит: Вси путие Господни милость и истина, то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии совокупляя как бы только в две стези… И в Евангелии сказано: яко же хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им (прежде): се бо есть закон и пророцы (Мф. 7:12).
Письма.
Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и сведения Его
Ибо непрестанно поучающиеся в священных словесах в точности дознают из оных, что всякое домостроительство Бога и Спасителя нашего срастворено милостию и истиною. Кающимся, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение; непобедимых подвижников добродетели провозглашает и венчает, произнося приговор Свой с истиною; а на живущих беззаконно и неприносящих покаяния налагает наказания по уставам истины.
Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его
Путями здесь называет Давид заповеди древнего закона, которые суть милость и истина для испытывающих Божественный закон. Ибо им открывается, что Бог, по милосердию к людям поставил оные в закон, и что он во всем сказываемом ими истинны, так как повелевши хранить их есть Бог —законодатель истинный. Тот же закон он назвал и заветом и свидетельствами;—заветом, ибо завещал его Бог сынам Израиля, — свидетельствами, ибо засвидетельствовал в законе, как это изъяснено после 22 ст. 17-го псалма. Касательно Христа мысль в оных словах явна. Ибо все пути жизни Христовой на земли были милость и истина для усердных искателей нового завета и Евангелия Его, или верующих учению Его и свидетельствам пророков о Нем. Ибо во всей жизни своей Господь миловал людей, благодетельствуя им, и когда учил их, говорил истину.
Некто (быть может Кирилл) говорит: Ты будешь милостив не ради нас; ибо у нас ничего нет заслуживающего священный похвалы, и мы никогда и не были такими, чтобы надлежало нас помиловать, но для имени Твоего, то есть для славы Твоей. Ибо имя здесь означает славу, равно как и в следующих словах: лучше хорошее имя, нежели великое богатство. Иные называют грех великим (многим), поскольку он почти беспределен, не сам по себе, но поскольку противополагается беспредельному Богу.
Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его.
К вышереченным присовокупляет и сие, что люди кроткие не токмо наставляемы бывают Богом, но и вся дела Божия в разсуждении таковых не что иное суть, как милость и истина, то есть: милосердие и правда, поелику правда берется за верность и истину, которая делает то, что Бог исполняет верно все, что ни обещает. Под именем путей Господних иногда означаются дела, чрез которыя Бог некоторым образом приходит к нам, иногда разумеется закон Господень, который Он дает нам, дабы мы посредством онаго аки прямым путем восходили к Нему, а иногда означает такой закон, который Сам Он употребляет, когда чрез дела Свои низходит к нам. Понеже Давид много уже глаголал о пути Господни перваго рода, то есть, о законе данном нам: для того присовокупляет нечто о пути Господни последняго рода, то есть, о законе, егоже Сам Себе положил, и хранит в разсуждении нас. Глаголет убо: вси путие Господни милость и истина, то есть, закон, или правило, или способ, по которому поступает Бог, состоит в милости и истине, то есть, в милостивых обетованиях и в верном исполнении оных. Но с кем поступает Бог по закону сему? и кому являет милость и истину? Взыскающим завета Его, и свидения Его. Заветом Божиим нарицает тот договор, который учинил Бог с людьми, когда закон им дал, да будут Ему в люди, и той им в Бога. Сей договор нарицается в Писании заветом потому, что содержит обетование наследия, которое смертию завещателя долженствовало утверждено быть, как и в самом деле утверждено было смертию Христовою, в предзнаменование которыя Моисей, кровию окропляя людей, глаголал: сия кровь завета, егоже завеща Господь к нам (Исх. 24:8; Евр. 9:20). Свидением же Божиим нарицает тот же самый закон, который предал Бог людям, потому что чрез закон, как сказали мы инде, свидетельствует нам Бог волю Свою. С теми убо поступает Бог по закону милости и истины, которые взыскуют завета, учиненнаго с Богом, дабы хранить его, и которые подобно взыскуют закона Божия, дабы исполнять его, то есть, с людьми благорасположенными, Бога боящимися и любящими. В Еврейском тексте вместо взыскающим читается хранящим, но в смысле разности нет; ибо ищущие завета, который, может быть, они забыли, и ищут для того, дабы хранить его.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его
См. Толкование на Пс. 24:8
Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его и свидения Его
Здесь прежде всего нужно знать, что такое завет Господень и свидения Его и кто суть взыскающие завета Его и свидения Его. Завет Господень – это воля Божия, выраженная в законе Его, а свидения, или свидетельства – то же, что заповеди, или закон, свидетельствующие о воле Божией. Воля Божия в отношении к человеку состоит в том, чтобы он не погиб, но имел жизнь вечную. Значит, в этой воле заключается милость Божия, для того чтобы человек не блуждал по распутиям мира сего, а шествуя истинным путем, достигал вечного блаженства с Богом. Господь по благости Своей указал ему сей путь в законе Своем, который есть истина, как Сам Он есть истина (Ин. 14:6). А потому и взыскающие завета Господня – это те люди, которые, возлюбив закон Божий, постоянно поучаются в нем (Пс. 1:2), и тем самым убеждаются, что все пути Господни суть милость и истина.
Объяснение священной книги псалмов.