создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их
Создавый на едине сердца их. Один Бог знает сердца человеческие. Потому и Спаситель сказал иудеям: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (Мф. 9,4)?
Толкование на псалмы.
создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их
См. Толкование на Пс. 32:13
создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их
См. Толкование на Пс. 32:13
создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их
Создавый наедине сердца человеческая, как сказал Псалмопевец. И из этого ясно, что наедине создается сердце, то есть ум, — терпением того, что нас постигает.
Творения. Книга вторая.
создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их
«Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их», то есть, сказал я о Боге всяческих, что Он «призре», но «призре», не как незнающий и желаюший дознать, а как судия изрекаюший приговор; потому что Сотворившему душу возможно ли не знать движений ея? Пророк употребил слово: «сердца» вместо: «разум».
создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их
Создавши на едине, (отдельно) сердца их
Не только, говорит, Бог смотрит на людей и на дела их, но что еще страшнее, Он смотрит и вникает в сердца людей, как пишет Феодорит. Потому что если Бог создал сердца людей, то, без сомнения, Он знает и движение сердец их. Посему мы должны бояться не только по причине невозможности скрыться от Бога, когда сделаем зло, но и когда мыслим об оном. Сказав—отдельно, вместо того, чтобы сказать—создал сердца наши отделенными от зла и от примеси страстей. Или отдельно вместо того, чтобы сказать, как говорит великий Василий,—отделенными от прочих животных, как свойственно разумным.
Разумеваяй на вся дела их
И это должно быть великим побуждением к страху и удивлении в отношении к Богу, что Он, говорит, не имеет нужды в глазах и ушах и других чувствах для узнания чрез них дел, или слов, или помышлений человеческих; нет, Он просто знает и понимает все.
Великий Василий говорит: А под делами мы понимаем и размышления, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Божеств. Кирилл из сего выводит такое заключение: Итак, по истине Бог был сей Сын, тот кто знал и сердца наши, как создавший их отдельно и разумеющий все дела живущих на земле не потому, что кто либо свидетельствует, или возвещает ему, но потому что Он сам наблюдает помышления и смотрит в сердца и знает сокрытое. Ибо свет пред ним, как написано (Дан. 2,22), или лучше— он Сам свет. И Иов: Знающий ум человечий (Иов. 7,19—у Никиты). И Евсевий: Сказано—на едине— вместо—отлученно и отдельно от прочих животных, каждый человек имеет в себе разум на подобие заключенного сокровища, почему никто не может понимать помышления другого (в издан. Своде).
создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их.
Пророк объясняет, что Бог не так зрит с небеси на сынов человеческих, как зрим мы на вещи в далеком разстоянии от нас находящияся, то есть, безпорядочно и грубым образом: но зрит ясно и весьма тонко все дела их, то есть, кто что делает, или делать намеревает, как телом, так и мыслию. Таким образом видит все помышления, все желания, все слова, все дела, прошедшия, настоящия, и будущия всех и каждаго человека. Притом доказывает, что Бог может все сие видеть потому, что Сам создал сердца всех и каждаго человека особенно, то есть, создал души всех людей порознь, а потому создал и мысли и воли, от которых все дела человеческия происходят. Следовательно, кто мог создать сердца, тот без сомнения может и испытывать их. Оное слово – наедине, не то означает, что души человеческия все были созданы в одно и то же время, как мнил Ориген и другие заблуждшие, но относятся к одному и тому же Творцу, аки бы сказал Пророк: Бог создал все сердца, не исключая ни единаго, однако не так, аки бы одно Сам создал, а другия иным создать оставил, но Сам един создал все и притом раздельно или порознь. Ибо Церковь наша верует, что души прежде тел не созидаются:
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их
См. Толкование на Пс. 32:13