Воставше на Мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху Мя
С этого стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями оговариваемого на суде архиерейском.
Толкование на псалмы.
Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя
Подвергся я клевете, говорит Пророк, обвиняемый в том, чего и не думал. Поелику Саул, уязвляемый завистию, подозревал Давида, что замышляет похитить у него власть, и потому продолжал враждовать на него; то, воспользовавшись сим, ненавистники не переставали слагать на него клеветы. Их-то называет Давид свидетелями лживыми. В числе их были Доик, Зифеи, и кроме их другие многие.
Воставшие на мя свидетеле неправеднии, яже не видех, вопрошаху мя
Саул, говорит, и сообщники его стали свидетелями, поелику свидетельствовали против меня; неправедными, поелику свидетельствовали ложно. Они с ругательствами вопрошали меня, не злоумышляю ли я против царства, о каковом умышлении только они свидетельствовали, а я вовсе не знал, как безвинный. Это мы представляем исполнившимся и в отношении ко Владыке Христу со стороны лжесвидетельствовавших тогда. Они вопрошали и свидетельствовали против Него то, чего Он не знал, как учит Евангельская История.
Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя
За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием
На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из 1 Цар XXIV:8-10.
Ст. 11–12 Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей
От ожидаемого и представляемого избавления от гонителей обращаясь мыслию к действительности, псалмопевец опять видит себя окруженным теми же гонителями и врагами, которые, как лживые свидетели, восстали на него с явным намерением обвинить его в том, чего он не только не сделал, но о чем даже и не помышлял, – которые, не довольствуясь лживыми свидетельствами и клеветами, дерзали самолично обвинять и допрашивать его о том, чего у него и в мыслях не было: вопрошаху мя о том, яже не ведях. Так Саул, по своей зависти и злобе, чтобы иметь пред народом оправдание и основание к преследованию и умерщвлению прославленного победителя Голиафа, совершенно несправедливо обвинял Давида в измене, в злоумышлении на жизнь его и домогательстве престола (1 Цар. 22:7–10), а некоторые из слуг Саула, чтобы выслужиться пред ним, старались поддерживать его несправедливые обвинения и, таким образом, являлись неправедными свидетелями против Давида (1 Цар. 26:19). Здесь уже явно псалмопевец предызображает собою Христа Спасителя, против Которого враги Его, иудейские первосвященники и старейшины, искали на суде лжесвидетельства, чтобы предать Его смерти, несправедливо обвиняли Его в богохульстве (Мф. 26:59, 65), в возмущении народа против правительства и во многих других преступлениях, которых Он никогда не совершал, и как преступника допрашивали Того, Который «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1 Пет. 2:22). За что же такая ненависть и злоба к псалмопевцу со стороны врагов его? Не сделал ли он какое зло для них, или оскорбление? Согласно с повествованием истории, сам псалмопевец, представляя в мысли своей подобные вопросы, дает на них такой ответ: воздаша ми лукавая воз благая и безчадие души моей, т.е. я не сделал гонителям своим никакого зла, я старался делать им и делал одно добро, а они за мое добро воздают мне злом (лукавая воз благая); что подтвердил при одном случае и самый главный враг его, царь Саул, откровенно сознавшись в своей неправде против Давида: «Ты правее меня, – сказал Саул Давиду, – ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1 Цар. 24:18). Враги Давида воздают ему сиротством души его (безчадие души моей), т.е. своими преследованиями лишают жены, семейства, друзей и ставят в положение несчастного, беспомощного сироты и тем самым причиняют такую тяжкую скорбь, какую испытывают потерявшие всех своих детей родители. Так же точно поступили в отношении к Христу Спасителю и неблагодарные Ему иудеи: за полученные от Него благодеяния они ругались над Ним, поносили Его и предали на распятие. Они причинили Ему и безчадие в том смысле, что и сами не прияша Его и воспрепятствовали многим другим принять Его верою и сделаться чрез то «чадами Божиими, верующими во имя Его» (Ин. 1:11–12). Особенно трогательно такую неблагодарность иудеев в отношении к Иисусу Христу, облагодетельствовавшему их, изображает Православная Церковь в песнопениях страстной седмицы. «Людие Мои… что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре исправих. Людие Мои, что сотворих вам; или что Мне воздаете; за манну желчь, за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте» (Стихира 6-го часа в Великий пяток). «За кое дел хощете Мя распяти иудее; яко разслабленныя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах» (Стихира 3-го часа того же дня).
Объяснение священной книги псалмов.