И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей
А я, пользуясь Твоим промышлением, день и ночь буду поучаться в заповедях Твоих, и непрестанно песнословить благодеяния Твои. Слова: «весь день» Симмах перевел: всякий день, означая тем непрестанное песнословие. Сим и оканчивается псалом. А я умоляю читающих не обращать для себя в какой-либо вред молитвы праведника, и не извлекать отсюда повода к проклятию врагов, но знать, что Пророк проводил жизнь по духу закона, а не Евангелия. Закон же повелевал любить ближняго, и ненавидеть врага. Но Владыка Христос, указуя совершеннейшую добродетель, изрек: «речено есть древним: возлюбиши искренняго Твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, и благословите» гонящих вас (Мф.5:43-44). Согласно же с сим и божественный Апостол сказал: «благословите, а не клените» (Рим.12:14). Посему, взирая на сие различие, знайте, чтó сообразно закону, и чтó сообразно благодати. Притом же и блаженный Давид, не проклиная говорил это, но пророчески предрек, чтó несомненно будет. А что и он не мстил обижающим, по евангельскому законоположению, о сем послушайте, чтó говорит сам он: «аще воздах воздающим ми злая: да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет и поперет в землю живот мой и славу мою в персть вселит» (Пс.7:5–6). Не подумай, чтобы говорил он только это, а на деле не исполнял; напротив того за словами следовало и исполнение. И дела яснее слов. Ибо, два раза имея врага в руках, не только сам не умертвил, но воспрепятствовал сие и намеревавшимся умертвить. А когда пал враг на брани, горько его оплакивал; и известившаго о смерти его, поелику извещал с услаждением, и хвалился, будто бы сам убил, предал смерти. Распространиться же о сем почел я нужным ради тех, которые сами кленут и представляют в пример божественнаго Давида, чтобы они с пользою для себя брали в образец высокое Давидово любомудрие.
И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей
И язык мой поучится правде, Твоей
Если, говорит, сбудется, чего желаю; то буду изучать всегда правду Твою, Господи! А правда Господа есть праведный суд Его.
Весь день хвале Твоей
И здесь должно разуметь общий глагол— поучится; то есть, язык мой будет изучать, или будет иметь всегдашним занятием выражение похвал и песней Тебе, Господи! Весь день—иначе всю мою жизнь; поелику ночью, когда спим, нам не представляется, что мы живем, ибо сон есть временная смерть. Таковы слова сего псалма и так изъясняют их.
Христиане, которые читают этот псалом, (слова Феодорита) не должны брать из него повод проклинать также врагов своих, подобно Давиду, напротив они должны представлять себе, что Давид жил жизнью ветхого закона, а не благодатного Евангелия, каковою живут они. Ветхий завет позволял людям ненавидеть врагов своих, а Евангельский закон повелевает противное, именно любить их. Так Господь Христос сказал: сказано древним: возлюбишь ближняго твоего и возненавидишь врага твоего (Лев. 19,17-18; Исх. 34,12). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас (Матф. 5,44). В другом смысле Давид выше означенными словами не проклинает, но только в виде клятвы пророчествует о тех бедствиях, которые имели постигнуть врагов его. Если же и проклинает, то это завещание законное, как мы прежде сказали, а не Евангельское. Притом Соломон говорит: бей безпробное сребро, и оно сделается совершенно чистым (Прит. 25,4). Посему хотя Давид и проклинает врагов своих, но не как огорченный и памятозлобный, или ненавидящий их, но как желавший добра душам их, то есть, дабы они, быв наказаны здесь, избегнули (чрез сие) будущего наказания, или с этим намерением, чтобы другие исправились чрез покаяние, видя, что они наказываются от Господа. Надобно знать и то, что главнейшие слова относятся к Владыке Христу и произносятся, как бы от лица Его к Отцу о преследовавших Его иудеях.
Тот же Феодорит присовокупляет и сие: Что Давид, по Евангельскому законоположению, не отмщевал обидчикам; послушайте, что сам он говорит о том: если я воздавал воздававшим мне злом; то пусть паду в деле со врагами моими без всякой удачи и проч. И не говорит только так, не исполнив сего на деле, но и к исполнению приводил свои слова, ибо, дважды имев врага в своих руках, не только не отнял у него жизни, но и желавшим убить его запрещал; а когда он пал на брани, горько оплакивал его, и возвестившего о смерти, за обнаружение радости и дерзкое хвастовство, что он его убил, предал смерти.
И язык мой поучится правде твоей, весь день хвале твоей
Доселе молился Пророк, дабы нечестивые посрамлены были: ныне молится, дабы праведные, то есть благонамеренные люди, которые доброжелательствовали ему и знали невинность его, или желали, чтоб правда его открылась, возрадовалися и возвеселилися. Молит еще Бога и о тех (или просит помолитися о нем), которые желали ему мира, то есть избавления от всех зол. Наконец заключает псалом, обещая быть благодарным за полученное благодеяние. Язык мой, глаголет, поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей. То есть, будет упражняться непрестанно в проповедании правосудия Твоего, и в прославлении пресвятаго имени Твоего, дабы память толикаго благодеяния никогда из мыслей не выходила.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей
См. Толкование на Пс. 34:27