Ст. 7-8 Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о мне
Жертвы и приношения не восхотел eси, тело же свершил Ми eси. Здесь вводится лице Христа, говорящего Отцу: поелику не восхотел Ты жертвы и приношения, и не благоволил принимать всесожжения, совершаемые по Закону; то прииду, восприняв на Себя тело, которое сам Ты свершил Мне, потому что Дух Святый и сила Вышнего осенили святую Деву. Прииду же сотворити волю Твою. Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом, когда сказал Он: се есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день (Ин. 6,39)? А сказанное: в главизне книжне, толкуется так: главизною евреи называют свиток. Так Исаии, когда был он научаем таинству вочеловечения Единородного, сказано: npиими себе свиток нов, и напиши в нем писалом человечим (Ис. 8:1). Притом же, уставы нового завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез пророка Иеремию: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31:33), давая тем разуметь, что Церковь приимет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его восхощет зело (Пс. 111:1).
Толкование на Псалмы.
Ст. 7-8 Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о мне
«Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси. Всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду». С сим согласно апостольское наставление: «Молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови словесное служение» (Рим.12:1). Вместо жертв подзаконных Владыка повелел посвящать Ему члены наши. Ведая сию благодать Твою, говорит Пророк, принес я Тебе в жертву себя самого, говоря: вот, я пред Тобою. Но блаженный Павел изречение сие толкует о Владыке Христе (Евр.10:5–9), и весьма справедливо; потому что Он – начаток нашего естества, Ему первому прилично сказать требуемое от нас, и в Себе Самом предызобразить, что должно быть совершаемо нами. Так первый приступил Он ко крещению, нам указав благодать крещения. Так умыл ноги ученикам, предложив нам первообраз смиренномудрия. Посему сказал Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф.3:15). Посему требуемое от нас прилично сказать Ему, как главе тела, как первородному многих братий по плоти.
«В главизне книжне писано есть о мне». Издревле, говорит, предсказано сие о Мне в пророческих книгах. Слово: «главизна» Акила и Симмах перевели: свиток; потому что Иудеи и доныне имеют обычай в свитках хранить божественныя Писания.
Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси
Жертвы, и приношения не восхотел ecи, тело же свершил ми ecи
Апостол Павел учит в послании к Евреям, что сии слова и следующие за ними произносятся к Отцу от лица Иисуса Христа. Сын и Бог говорит к Отцу по своем вочеловечении, что в последствии Ты отвергнул жертву и приношения по закону, но из девических кровей и от Духа Святаго Ты устроил тело, чтоб оно могло быть жертвою за спасение людей.
Всесожжений и о гресе не взыскал ecи
В книги Левитской и Второзаконии, читатель, увидишь ясно, что такое были всесожжения, и что такое жертва за грех, словом ты найдешь там и различие между жертвами и приношениями. А теперь здесь Христос говорит к Отцу, что с того времени, как Я воплотился и стал словесною и истинною жертвою, возносящею (на себе) грех мирa, Ты не восхотел никакой другой жертвы, какая приносилась по закону.
Того ж Феодорита: Когда закон был в действии, то приносимы были Богу—всесожжения и жертвы. Все сие изгнав, означенное пророческое слово указало на словесную жертву. Потому то я сказал, что сей псалом относится к Давиду только как к образу, потому что он, предвидя будущее, желал и сам жить по оному, а в собственном смысле (относится) к народам, удостоившимся спасения и свободным от заблуждения. Некоего безыменного: В еврейском написано: Ты совершил мне уши. Ибо в древности жертвы и возношения во всесожжение повелевалось приносить за грехи; а ныне предан новый способ спасения без означенных жертв и всесожжений. Ибо, получив требование повиновения и благоговения, я привел себя и, быв позван, я стою в готовности исполнить Твою волю. А это—Ты совершил мне уши,—Павел принял и сказал в отношении к телу, не по незнанию еврейского, но по употреблении его приспособительно к своей цели (в изд. Своде). И Дидима: вместо древней вводит бескровную и словесную жертву Господня тела и крови. Ибо Сам Христос совершил для церкви тело, то есть, Господне во время Тайной вечери, когда сказал «Приимите, ядите».
Ст. 7-9 Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего
Благочестивый израильтянин, по получении особенной милости Божией, обыкновенно приносил в жилище Его жертву в благодарность за милости и в прославление своего Бога. Давид также поблагодарил бы Господа жертвоприношением за полученное им только что чудесное спасение; но он в бегстве, и не мог поэтому принести жертвы. Бегство было премудро определено ему Богом; невозможность принести жертвы зависит от Бога. Поэтому псалмопевец совершенно прав, говоря, что Бог не хочет от него (в этом случае) благодарственной жертвы, вообще никакой (внешней) жертвы, а желает от него только того, что он может принести Ему в своем отдалении от богослужебных мест, именно послушания (тело свершил), смиренного подчинения Его воле; и это – жертву духовного самоотречения – псалмопевец и обещает Господу (се прииду); в законе (Пятокнижии; главизна книжная, свиток книжный) возвещается ему воля Божия; как в книге закона, так и в его сердце; ему приятно исполнять (из благодарности) эту волю Божию и этим приносить приятную Богу жертву.
Тогда рех – когда узнал, что Ты при моих обстоятельствах не хочешь от меня никакой левитской жертвы. Се приду; вот я пришел; т.е. я там; вот здесь Ты имеешь меня, я предоставляю себя со всеми моими силами в Твое распоряжение, я самого себя приношу Тебе в жертву, отрекаясь от собственной воли. – Во главизне книжне – синекдохическое название книги закона, Пятикнижия, как достаточно ясно открывается из Иер. 3:1 и 1 Ездр. 6:12. Κεφάλις собственно значит пуговка, маленькая капитель на палке, около которой обвертывали книги закона; по этой кефалиде, обыкновенно ценной (из золота и серебра) и очень хорошо выделанной части называлось целое, т.е. главное, листы исписанные. О мне – касательно меня, т.е. в свитке стоят законы, которые относятся ко мне, исполнение которых предлежит мне.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 7-9 Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю твою, Боже мой, восхотех, и закон твой посреде чрева моего
Также непонятно для человека, что Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но в замен этого «открыл мне уши». Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. У 70-ти: «уготовал мне тело» (swma), т. е. сделал мне тело, потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом - мыслями, чувствами и поступками. Слово swma означает человека с душой и телом. Оба выражения - еврейское и греческое, - означают таким образом одно и тоже.
Таким временем, когда Бог не вменял во грех Давиду непринесения им жертв, было время бегства его от Саула в Секелаг (ср. Пс. 15). На этот призыв Бога о служении Ему всем существом своим Давид отозвался с радостным чувством: «тогда я сказал: вот я иду». Об этом послушании «писано в свитке книжном», в свитке книги закона, которым эта послушание налагалось на человека Богом, как внешнее требование и повеление. Для Давида же это послушание являлось не только внешним требованием закона, но и внутренним влечением его духа, («я желаю исполнять волю Твою»); в своей деятельности и жизни он всегда руководится этим послушанием - «закон Твой у меня в сердце», он составляет неотъемлемое внутреннее достояние, которое не может оставаться не выраженным во вне.
Замена жертвоприношений по отношению к Давиду служением Богу мыслями и поступками указывала, что для Бога ценны не самые предметы приношения, а для человека благотворен не самый процесс совершения обряда, но то возвышенное, внутреннее настроение приносящего, которое должно вызываться пониманием смысла идейной стороны внешнего действия.
Этим фактом невменения Давиду во грех несоблюдения обрядовой стороны закона и замены последней другим видом служения Богу уже предуказывалось, что самый закон имеет не непреложное, вечное значение, но временное, которое должно быть заменено высшим, чем обряды, видом Богослужения. С пришествием Мессии это и совершилось: закон Моисеев потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу «духом и истиною» (Ин. 4:23). Как указание на отмену ветхозаветного закона это место выясняется и в посл. Ап. Павла к Евр. (10:5-10).
В самом содержании псалма есть ясное указание на его мессианский смысл. В 8 ст. Давид говорит, что «в свитке книжном написано о мне». Если разуметь здесь только Давида, то ни в одном месте свящ. книг о нем нет такого пророчества. Между тем, еще в книге Бытия говорилось о Семени жены, настолько сильном и чистом, что Оно сотрет главу змия, уничтожит его власть над миром.
В последующих откровениях это Семя жены было обрисовано еще полнее: Он - пророк, подобный Моисею, великий Потомок Давида, Богочеловек. И только к последнему с буквальной точностью могут быть приложены слова, что он всегда носил закон «в сердце», всегда был верен Богу.
Личность Давида в данном случае была прообразовательной: его искреннее влечение к Богу, жажда посвящения себя на полное Ему служение и постоянное стремление к неуклонному следованию Его закону, все это нашло полное и точное осуществление в служении Мессии - Христа, семени Давида по плоти.
Толковая Библия.
Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси
Ветхозаветное богослужение состояло из различных жертвоприношений, из которых одни были благодарственные за полученные от Бога милости и благодеяния, а другие умилостивительные – для очищения от грехов. О сих жертвах и приношениях и говорит в этом стихе псалмопевец. Воздав благодарность Богу за свое спасение и выразив хвалу Ему за Его бесчисленные чудеса (ст. 6), он высказывает, что сознает долг свой и имеет желание возблагодарить Господа жертвоприношением. Но так как он находится в бегстве по случаю гонения и не может поэтому принести установленную жертву при скинии, то, поставляя эту невозможность в зависимость от воли Божией, премудро определившей ему и самое гонение и бегство от него, он решается сказать, что Бог не хочет от него в этом случае жертвы, а желает только того, что он может принести Ему в своем удалении от богослужебного места, именно – послушания, смиренного подчинения Его воле. Выражение: тело же свершил ми еси – в переводе с еврейского читается так: Ты открыл мне уши, т.е. «Ты отверз мой духовный слух, дал мне способность слушать, внимать Твоим заповедям и исполнять их». Значит, в обоих выражениях смысл один и тот же: Бог совершает, или, что то же – дает тело для того, чтобы человек приносил его со всеми силами своими в жертву Богу (Рим. 12:1), чтобы посредством самоотвержения, телесных страданий закалал его в жертву Богу. И Давид точным исполнением воли Божией, терпеливым перенесением страданий мог и в бегстве приносить Богу жертву. Всесожжением называлась жертва Богу за грехи, которая вся сжигалась, без остатка, и Давид говорит здесь, что такой жертвы Бог от него не потребовал: всесожжений и о гресе не взыскал еси.
Объяснение священной книги псалмов.