Аз рех: Господи помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти
Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою. Давид молится и о собственном своем грехе, как познавший в себе самом одного из разумевающих на нища и убога.
Толкование на Псалмы.
Аз рех: Господи помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти
Я, говорит, – нищий, Я – приявший на Себя вольную нищету, Я – агнец Божий, вземлющий грех мира, Себе присвояю человеческия немощи, и хотя не сотворил греха, но приношу моление за человеческое естество, как начаток сего естества. Надлежит впрочем заметить, что Симмах не сказал: «яко согреших Ти», но: если согрешил Тебе.
Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти
Cии слова и последующие за ними, по изъяснении Феодорита, сказываются от лица Христа к Отцу: как человек, Христос молится, чтобы показать, что всякий человек нуждается в милости Божией. Как же Он говорит, что согрешил, когда, по словам Исаии, Он греха не сотворил, и не нашелся обман в устах Его (Ис. 53,9)? На сие ответствуем, что, поелику Сын Божий сделался для нас подобным нам, то есть, человеком: то посему, по словам Божественных Кирилла и Феодорита, Христос усвояет Себе страсти и слова подобных Ему людей, произнося за грешное человеческое естество такие слова, которые оно должно говорить само за себя; и это потому, что и Он имел то же естество, хотя и безгрешное. И как в древнем законе жертва и всесожжение, служившие прощению грехов, принимали на себя грех приносившего оные человека и сожигались вместе с грехом : так и Христос, принося самого Себя в жертву за грехи людей, принимал оные на Себя, а посему и молился и умирал по безмерному своему человеколюбию и благости так, как бы и Сам Он согрешил.
Потому-то и тот человек, который приносил жертву и всесожжение долженствовал возлагать руку свою на голову приносимого в жертву или во всесожжение животного, изображая сим возложением руки то, что приносимое в жертву животное принимает на себя грехи приносящего: человек, говорит, приведет пред дверь скинии свидетельства не имеющее никакого порока мужеского пола животное из рогатого скота, он принесет его как приятное пред Господом, и возложить руку на голову жертвенного животного (Лев. 1,3).
Слова Никиты: Этот стих произносится как от лица Давида, поелику и он был из числа разумеющих нищего и убогого: и он молится о своем грехе, так и от лица всякого пекущегося о добре, которому более приличен этот псалом, по словам Афанасия, нежели Господню человеку.
Аз рех: Господи, помилуй мя, изцели душу мою, яко согреших Ти
Без сомнения, псалмопевец мог сказать о себе, что он всегда был сострадательным к страждущим и поэтому в настоящем своем положении он мог и себе ожидать такой помощи Божией, которую изображал в ст. 2-4; это он и выражает в ст. 5. Он молится об избавлении от своего бедствия, которое, конечно, не было совершенно незаслуженным; затем он изображает свое печальное состояние, чтобы указать побуждение к своей молитве. Между тем как он молится о прощении и выздоровлении, враги его ожидают смерти.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Аз рех: Господи, помилуй мя, изцели душу мою, яко согреших Ти
Оставленный во время болезни я молился к Господу о помиловании. Враги много злорадствовали надо мною; меня покинул даже мой друг
После молитвы за других Давид переходит к молитве за себя: он просит Бога «исцелить его душу», простить его грех (с Вирсавией) и спасти от врагов.
Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти
Сознавая свои грехопадения и виновность пред Богом, пророк молит о помиловании. Исцели значит: «исправь», сделай целым то, что повреждено, испорченное восстанови в прежнем, первоначальном виде. Слово «помилуй» имеет в корне своем слово «мил», что значит: «близок», пользуется любовью и милостью у того, к кому близок, как и наоборот: кто удален, тот не мил, а находится под гневом. Значит, молящийся Господу Богу о помиловании желает и ищет милости у Бога. Здесь молится о помиловании и исцелении страждущий царепророк Давид, но он, находясь в болезни телесной, молится об исцелении души, вполне сознавая, что телесная болезнь последовала за недугами душевными, за грехами и что вслед за исцелением души от грехов должно последовать и исцеление болезни телесной, как и Сам Господь Иисус Христос, подавая больному расслабленному исцеление от болезни телесной, наперед преподал ему отпущение грехов (Мф. 9:2, 7), а в другой раз другому исцеленному Им чудесно от такой же болезни повелел не грешить, чтобы не случилось чего худшего (Ин. 5:14). На этом основании и Святая Церковь от лица кающегося грешника словами псалмопевца молит Господа о помиловании и исцелении души его (в славословии великом на утрени).
Объяснение священной книги псалмов.