Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Следующая версия Следующая версия справа и слева | ||
old:ps:044:02 [2018/02/24 13:13] orel33 |
old:ps:044:02 [2019/11/21 14:51] orel33 |
||
---|---|---|---|
Строка 6: | Строка 6: | ||
**Отрыгну сердце Мое Слово благо.** Это говорит Отец о Сыне. Ибо рождается Бог от Бога. **Глаголю Аз дела Моя Цареви.** Как, будучи Царем, потому что Бог, сказуется вступающим на царство по воплощению Своему, так, что знает, как Бог по естеству, о том по человечеству домостроительно сказуется опять, что слышит cиe. **Язык Мой трость книжника скорописца.** Слово, которое изрек Он, именует и языком Своим. Тростью же книжника скорописца наименован, потому что, если изрекает что-либо, немедленно это совершается, как например: //хощу, очистися, — и aбиe очистися// ([[new:mf:08:03|Мф. 8,3]]); и: //юноше, тебе глаголю, востани,// — и юноша немедленно воскресает ([[new:lk:07:14|Лк. 7,14]]); а также и следующее: //слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней// ([[old:is:10:23|Ис. 10,23]]). | **Отрыгну сердце Мое Слово благо.** Это говорит Отец о Сыне. Ибо рождается Бог от Бога. **Глаголю Аз дела Моя Цареви.** Как, будучи Царем, потому что Бог, сказуется вступающим на царство по воплощению Своему, так, что знает, как Бог по естеству, о том по человечеству домостроительно сказуется опять, что слышит cиe. **Язык Мой трость книжника скорописца.** Слово, которое изрек Он, именует и языком Своим. Тростью же книжника скорописца наименован, потому что, если изрекает что-либо, немедленно это совершается, как например: //хощу, очистися, — и aбиe очистися// ([[new:mf:08:03|Мф. 8,3]]); и: //юноше, тебе глаголю, востани,// — и юноша немедленно воскресает ([[new:lk:07:14|Лк. 7,14]]); а также и следующее: //слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней// ([[old:is:10:23|Ис. 10,23]]). | ||
+ | |||
+ | **//Толкование на псалмы.//** | ||
+ | |||
+ | ===== Свт. Василий Великий ===== | ||
+ | |||
+ | **Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца** | ||
+ | |||
+ | **«Отрыгну сердце мое слово благо»**. Иные полагали, что сие говорится от лица Отца о Слове, Которое было в начале у Отца и Которое, говорят они, Отец извел как бы из сердца, из самой утробы; и от благого сердца произошло **«Слово благо»**. А мне кажется, что слова сии относятся к лицу пророческому, потому что последующие слова не оправдывают сего толкования об Отце. Отец не мог бы сказать о Своем языке: **«Язык Мой трость книжника скорописца»**. //«Красен добротою паче сынов человеческих»//. Потому что не сравнительно с человеками имеет он превосходство красоты. | ||
+ | |||
+ | И далее говорит: //«Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости»//. Не сказал: «помазах» Тя Бог Твой, но – //«помаза Тя»//, из чего видно, что иное есть лицо говорящее. Кто же это лицо, как не Пророк, ощутивший действие на него Духа Святаго? Он говорит: **«Отрыгну сердце мое слово благо»**. Отрыжка есть внутренний воздух, при переварении пищи из расторгшихся пузырьков поднимающийся вверх; и напитанный хлебом живым, сшедшим с небес и дающим жизнь миру, насыщенный всяким глаголом, исходящим из уст Божиих, то есть, по обыкновенному в Писании иносказанию, душа, напитанная священными учениями, дает отрыжку, сообразную пище. А как пища была словесная и добрая, то Пророк отрыгает **«слово благо»**. //«Благий человек от благаго сокровища»// сердца своего //«износит благая»// [[new:mf:12:35|(Мф. 12, 35)]]. | ||
+ | |||
+ | **«Глаголю аз дела моя Цареви»**. И сие изречение, конечно, ведет нас к мысли о лице пророческом. **«Глаголю аз дела моя Цареви»** – это значит: признаюсь пред Судиею и обнаружением собственных дел своих предварю Обвинителя. Ибо мы приняли такую заповедь: //«Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися»// [[old:is:43:26|(Ис. 43, 26)]]. | ||
+ | |||
+ | **«Язык мой трость книжника скорописца»**. Как трость есть орудие письменности, когда опытная рука движет ею для начертания написуемого, так и язык праведника, когда Святый Дух им движет, погружаемый не в черниле, но в Духе Бога Живаго, на сердцах верующих написывает слова Вечной Жизни. Посему Дух Святый есть книжник, потому что премудр и всех научает, и **«скорописец»**, потому что быстро движение мысли. Пишет же в нас Дух помышления, //«не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных»// [[new:2kor:03:03|(2Кор. 3, 3)]]. А по мере широты сердца Дух пишет на сердцах более или менее, по мере предуготовительной чистоты, пишет или для всех явственно, или неявственно. По скорости же написуемого целая уже вселенная наполнена благовестием. | ||
+ | |||
+ | **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок четвертый псалом.//** | ||
+ | |||
+ | ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ||
+ | |||
+ | **Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[old:ps:044:01#svt_ioann_zlatoust|Пс. 44:1]] | ||
+ | |||
+ | **//Беседы на псалмы. На псалом 44.//** | ||
+ | ---- | ||
+ | Как трость пишет не сама собою, но по распоряжению движущей ее руки, так точно и язык пророков говорил не сам собою, а по благодати Божией. Но для чего он не просто сказал: **«язык мой трость книжника»**, но: **«трость книжника скорописца»**? Чтобы ты знал, что у них мудрость духовная, и потому в ней великая легкость и великая быстрота. Люди, говоря сами от себя, составляют речь, соображают, медлят, тратят много времени; а там слова текли, как из источника, не встречали никакого препятствия, и даже быстрота языка преодолевалась приливом мыслей. Поэтому он и сказал:** «язык мой трость книжника скорописца»**; внутри нас, говорит, кипят обильные потоки, и потому они вытекают с великою скоростью; нам не нужно ни соображений, ни усилий и трудов. | ||
+ | |||
+ | **//Беседа в Великую Седмицу.//** | ||
+ | ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== | ||
+ | |||
+ | **Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[new:in:07:38#prav_ioann_kronshtadtskij|Ин. 7:38]] | ||
===== Блж. Иероним Стридонский ===== | ===== Блж. Иероним Стридонский ===== | ||
+ | |||
+ | **Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца** | ||
**Отрыгну сердце мое слово благо**. Симмах вместо этого перевел: подвигнуто сердце мое к слову благому, показывая, что сердце говорящего отозвалось на речь другого и что в то время, как Дух Святой открывает будущие таинства Христа, и Сей (Христос) принял участие в речи, дабы и Он говорил о Своем Пришествии, как говорили другие. Отрыжка обозначает пищеварение и выдыхание сваренных яств. Как от качества пищи зависит появление отрыжки из желудка и указателем (этого качества) служит хороший или дурной запах, так слова проявляют помышления внутреннего человека, и //от избытка сердца говорят уста// [[new:mf:12:34|(Мф. 12:34)]]. //Праведник ест до сытости// [[old:pr:13:26|(Притч. 13:26)]], и когда насытится священным учением, из сокровища благого сердца своего износит благое и с апостолом говорит: //Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне//? [[new:2kor:13:03|(2 Кор. 13:3)]]. Некоторые хотят понимать, что это сказано от лица Отца, так как Он изнес слово Свое, всегда в Нем бывшее, из жизненных глубин и тайн Своего сердца, по изречению другого псалма: //Из чрева прежде денницы родих Тя// [[old:ps:109:03|(Пс. 109:3)]]; так что как чрево не значит чрево в собственном смысле (ибо Бог и не делится на члены), но указывает на тождество существа Отца и Сына, так сердце и слово, которое исходит из сердца, указывает на Отца и Сына. И то, что следует далее: Глаголю аз дела моя цареви, приноравливают к известной мысли: //Той рече, и быша; Той повеле, и создашася// [[old:ps:032:09|(Пс. 32:9)]], так как по слову Отца Сын сотворил. Ибо все, что Отец творит, то и //Сын творит также// [[new:in:05:19|(Ин. 5:19)]], и Отец, пребывающий в Нем, творит все через Сына. | **Отрыгну сердце мое слово благо**. Симмах вместо этого перевел: подвигнуто сердце мое к слову благому, показывая, что сердце говорящего отозвалось на речь другого и что в то время, как Дух Святой открывает будущие таинства Христа, и Сей (Христос) принял участие в речи, дабы и Он говорил о Своем Пришествии, как говорили другие. Отрыжка обозначает пищеварение и выдыхание сваренных яств. Как от качества пищи зависит появление отрыжки из желудка и указателем (этого качества) служит хороший или дурной запах, так слова проявляют помышления внутреннего человека, и //от избытка сердца говорят уста// [[new:mf:12:34|(Мф. 12:34)]]. //Праведник ест до сытости// [[old:pr:13:26|(Притч. 13:26)]], и когда насытится священным учением, из сокровища благого сердца своего износит благое и с апостолом говорит: //Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне//? [[new:2kor:13:03|(2 Кор. 13:3)]]. Некоторые хотят понимать, что это сказано от лица Отца, так как Он изнес слово Свое, всегда в Нем бывшее, из жизненных глубин и тайн Своего сердца, по изречению другого псалма: //Из чрева прежде денницы родих Тя// [[old:ps:109:03|(Пс. 109:3)]]; так что как чрево не значит чрево в собственном смысле (ибо Бог и не делится на члены), но указывает на тождество существа Отца и Сына, так сердце и слово, которое исходит из сердца, указывает на Отца и Сына. И то, что следует далее: Глаголю аз дела моя цареви, приноравливают к известной мысли: //Той рече, и быша; Той повеле, и создашася// [[old:ps:032:09|(Пс. 32:9)]], так как по слову Отца Сын сотворил. Ибо все, что Отец творит, то и //Сын творит также// [[new:in:05:19|(Ин. 5:19)]], и Отец, пребывающий в Нем, творит все через Сына. |