Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя
Аз к Богу воззвах. О чем же воззвал он, как не о том, чтобы избавил душу его от ищущих погубить ее? Потому и был услышан.
Толкование на псалмы.
Ст. 17-19 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною
Видя непрестанную мою молитву, приносимую мною день и ночь, говорит Давид, Бог избавит меня от врагов, и дарует мне мир. Слова: «во мнозе бяху со мною» означают, что враги многочисленны. Так перевел и Симмах: ибо весьма многие были против меня.
Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя
Я, говорит, уверен, что Господь услышал меня. Но яснее он сказал бы так, что я воззвал к Отцу, а Сын услышал меня; потому что Сын погубил и истребил иудеев по молитве, которую произнес Сам Он к Отцу устами Давида: но Ты, Господи, помилуй меня и восстанови меня, и Я воздам им (Псал. 40,11).
Некто: Давид, сказывая: я воззвал и Господь услышал меня, сим не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтоб и они взывали и были выслушиваемы. И Феодорит: Я, говорит, научился призывать не только Отца, но и единородного Сына Его, Который, немного спустя, имеет восприять от меня домостроительство по плоти.
Ст. 17-18 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой
Давид хотя нигде спокойнаго места не обретал, и ничем почти от мертваго не различался, однако не преставал молиться Богу и не отчаявался в успехе. Сие усердие к молитве в следующем стихе яснее изображает, ибо не удовольствовался одним словом – воззову (понеже то же делают и многие ленивые), но к сему присовокупляет: вечер и заутра и полудне помолюся и воздохну, и Господь услышит мя. Первыми словами означает прилежание к молитве, а последними сильное движение духа, к Богу воспереннаго, чем ясно засвидетельствовал, что никакия мучения и болезни не препятствовали ему возносить воздыхания свои к Богу и питать в сердце своем твердую и непоколебимую спасения надежду; поелику был удостоверен, что молитвы его услышаны будут. Обычай трижды молиться в день наблюдаем был ветхозаветными, без сомнения, в честь Пресвятыя Троицы, таинство Которыя Пророкам небезизвестно было. Чего же ради сказано: вечер, заутра и полудне, а не заутра, в полудне и в вечер, как бы сказать порядок требовал? Причина тому, кажется, сия, что Иудеи, по силе закона праздники свои совершали от одного вечера до другаго, как повествуется в книге Левитов, в главе 23,32. И потому первое время молитвы было вечернее: что и ныне наблюдает церковь, в которой Божия служба начинается с вечерни.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Ст. 17-19 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною
Так как даже близкий друг изменил Давиду, то последний может искать помощи только у Бога, почему и обещает постоянно взывать к Нему как утром, так и в полдень, и вечером. В этой троекратной молитве видят указание на то, что Давид и в изгнании продолжал точно соблюдать обычаи троекратной молитвы пред храмом, которая требовалась от всякого благочестивого еврея.
Ст. 17–18 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой
В тесных и затруднительных обстоятельствах св. Давид всегда обращался с молитвою к Богу о помощи, каковую всегда и получал по своей усердной, исполненной твердого упования молитве. Так и при настоящих стесненных обстоятельствах, вынужденный укрываться от врагов в пустынях и горах, он ни на кого не надеется, кроме Бога, единственного его Защитника и Спасителя, к Которому обращаясь смиренным сердцем и откровенною душею, выражает скорбь свою и желание поведать (повем) пред всеми о многократно явленных на нем чудесных действиях спасающей его силы и благости Божией и возвещать пред Богом и людьми (возвещу) об опасности, какая угрожает ему со стороны мятежников, причем, по обычаю ветхозаветной Церкви совершать богослужение три раза в сутки: вечером, утром и в полдень, заявляет, что будет приносить молитву к Богу непрестанно – вечер и заутра и полудне, и выражает опять надежду, что его молитва к Богу будет услышана и не оставлена без внимания. Взывал я; говорит он, к Богу, и Господь слышал молитву мою и спасал меня от бед, а потому я и ныне буду взывать к Нему вечером и утром и в полдень, поведаю Ему скорбь свою и возвещу об угрожающей мне опасности и надеюсь, что Господь услышит меня и спасет от всех бед и напастей.
Объяснение священной книги псалмов.