Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
Тамо Вениамин юнейший во ужасе. Где тамо, как не посреди поющих? И кто Вениамин, как не блаженный Апостол Павел, происходивший от колена Вениаминова? Назван же юнейшим, потому что ему последнему из Апостолов явился Господь. И сказано: во ужасе — по преизбытку откровений, согласно с тем, что сам он говорит: аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам (2 Кор. 5,13). Справедливо же упомянул о нем первом из всех, как о потрудившемся паче других. Князи Иудовы владыки их. Князи Иудовы, говорит, рукоположены во владыки и князья поющих. И они были как из колена Иудова, так из колен Завулонова и Неффалимова: и из колен Завулонова и Неффалимова Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, как извещает Евангелие, а из колена Иудова Левий, или Матфей, и другие Апостолы.
Толкование на псалмы.
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
См. Толкование на Пс. 67:25
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
«Тамо Вениамин юнейший во ужасе». Акила же переводит: там Вениамин малый, обладающий ими; а по переводу Феодотиона: наставник их. «Вениамин» же «юнейший» есть блаженный Павел, произшедший от колена Вениаминова. Он юнейший, как после всех призванный и таким наименованный. Сверх того история Деяний называет его юношею (Деян.7:58). Он обладает в Церкви, наставляет в божественном, и желающих руководить ко спасению. Но был он и «в ужасе» от того, что Гонимый им и почитаемый мертвым – на небесах. Но поелику не блаженный только Павел, но и прочий лик Апостолов наставляют верующих в божественном; то справедливо пророческое слово упомянуло и о них.
«Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли». Ибо от сих колен вели род свой прочие Апостолы. И именуемые братия Господни происходили из колена Иудина. Петр и Андрей, Иаков и Иоанн и Филипп были из селения Вифсаиды; а Матфей и Иаков, по сказанию истории, жили в Капернауме; Симон Зилот называется Кананитом; а это были селения галилейския: Завулон же и Неффалим Галилею имели своим жребием. На сие два есть свидетеля: Пророк и Евангелист, и один предсказывает, а другой приводит в свидетельство; говорят же так: «земля Завулоня, и земля Неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, людие седящии во тме, видеша свет велий» (Ис.9:1–2; Мф.4:15–16).
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
Тамо Вениамин юнейший во ужасе (исступлении)
Там. Где? В церквах Божиих. Вениамином, по словам божествен. Кирилла, называет Апостола Павла, как происходящего из колена Вениамина, последнего сына Иакова. Называет его младшим, как уверовавшего позже всех других Апостолов. В исступлении, по причине испытанного им восхищения до третьего неба, о каковом он сказал: в теле ли, не знаю, или вне тела, также не знаю, Бог знает (2Кор. 12,3); еще: и так если мы пришли в исступление, то для Бога (2Кор. 5,13). Притом на Павле исполнилось и пророчество Иакова, изреченное о колене Вениаминовом: Вениамин— волк хищный. Поутру ест он, и даже до вечера дает пищу (Быт. 49,27); потому что Павел прежде, как волк, расхищал церковь Божию и истреблял ее (съедал) яростью и убийственным намерением своим, а потом давал и другим духовную пищу, разделяя им небесный хлеб божественных слов.
Слова Феодорита: Источниками израильскими справедливо могут быть названы пророческие книги, из которых мы приносим Богу песнопение. Поелику же кроме пророческих даровал нам и Апостольские, то прилично прибавляет: там и Вениамин младший (брат); а этот есть блаженный Павел, ибо и повествование Деяний называет его юношею, Он начальствует в церкви и научает Божественным тайнам и руководствует покорных ко спасению их. При том и остальной лик апостолов тщательно наставляет верующих в сих тайнах. Почему оные пророческие слова справедливо упоминают и об них: начальствующее Иуды и проч. Слова Афанасия: Там; где? среди поющих. Но справедливо прежде других упомянул о Павле, как более других потрудившемся.
Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
Правителями, говорит, Христовых церквей будут Апостолы, которых указал под именем племеноначальников—Иуды, Завулона и Неффалима. Иаков брат Божий и другие братья Господа имели, по словам Феодорита, родоначальником и праотцем своим Иуду. Петр и Андрей и Филипп и Иоанн происходили из города Вифсаиды. Матвей и Иаков Алфеев в истории представляются пребывавшими в Капернауме. А все сии места суть Галилейские; Галилея же дана была в наследство патриархам Завулону и Неффалиму. Равным образом и прочие Апостолы происходили от других родоначальников. А назвал их начальствующими не в значении начальников и властителей над отечествами их, но в значении избранных и честнейших—за душевное и духовное благородство их. Или назвал их, по словам Афанасия, начальствующими из Иуды, начальствующими из Завулона и начальствующими из Неффалима, так что предлог: из, должно здесь подразумевать.
Или назвал их начальствующими над Иудою, Завулоном и Неффалимом, поколику они поставлены начальствующими над всею землею и живущими на земле людьми; ибо Писание говорит: поставишь их начальствующими по всей земле (Псал. 44,17).
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
См. Толкование на Пс. 67:26
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
Конечно, здесь участвовали все колена, но псалмопевец указывает только на четыре, как представителей остальных (два южные – Вениаминово и Иудино, и два северные – Завулоново и Нефалимово?). Во ужасе – в исступлении, в особенном состоянии воодушевления.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
См. Толкование на Пс. 67:25
Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли
См. Толкование на Пс. 67:27