О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино
И в собраниях, и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия. В древности же народныя сходбища бывали у городских ворот.
О Мне глумляхуся седящии во вратех, и о Мне пояху пиющии вино
Должно думать, что Христос по смерти своей сделался притчею и примером для иудеев, которые, например, говорили, если бы то испытал враг наш, что было с распятым Иисусом; без сомнения также было и то, что иудеи собравшись пустословили и часто разговаривая о Христе, обвиняли Его. Сказал: сидевшие у ворот потому, что в древности собирались к воротам храма, или и к воротам городским, и там, сидя, разговаривали о различных предметах. Сверх того можно предполагать, что пения и песни о Христе производили с насмешками собиравшееся иудеи, когда у них бывали пиршества и столы. А что у старейшин иудейских было обыкновение садиться у ворот, как говорит Исихий, о том свидетельствует история Руфи, в которой написано так: пошел и Вооз к воротам и там сидел и сказал родственнику своему: повороти сюда и посиди здесь скрытно; потом взял десять человек из городских старейшин и сказал им: сядьте здесь, и сели (Руф. 4,1).
О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино
Ежели бы Давид от подлых токмо глумителей и от презренных людей претерпевал таковое ругательство, то сие было бы гораздо сноснее: ибо то не удивительно, что люди подлые, и нимало не пекущиеся о чести, без всякаго стыда готовы на все. Но когда самые судии, забыв благопристойность и важный сан свой, тому же предаются безстыдству, то безчестие возрастает больше. Сего ради Давид ясно жалуется здесь на вельмож, которые делали из него посмешище и шутку. А что некоторые под именем седящих во вратех разумеют весь народ, сие не основательно и от слов Пророка удаленно; ибо хотя и всякаго состояния люди собирались ко вратам, но сидели в них одни токмо судии. Сию мысль подтверждает во второй части стиха, где под именем пиющих вино, без сомнения разумеет вельмож, которые и роскошью и достоинством превосходили прочих. Сие премного увеличивало мучение святаго мужа, когда не токмо простые люди озлобляли его, но и самые блюстители правосудия и председатели церковные другим подавали в том пример. А как и ныне то же бывает во употреблении и у нас, то не без причины Дух Святый предлагает сей пример пред наши очи, укоряя наипаче больших людей, которые великость свою не в добродетели поставляют, но в необузданном своевольстве. А добрые раби Христовы в каком у них почтении? Они вообще всем благочестивым людям смеются и с приятным удовольствием издеваются над их простотою, аки бы они безразсудно изнуряли себя в подвигах благочестия.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино
Чтобы подвигнуть Господа к отвращению таких страданий, молящийся подверг себя тяжелому посту, надел печальную и покаянную одежду, но и над этим смеялись враги его; на публичных местах (во вратех) и в питейных домах он стал предметом насмешек. Во вратех, где собирались не только для суда, но и для бесед.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино
См. Толкование на Пс. 68:11
О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино
См. Толкование на Пс. 68:11