Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша
Да узрят нищии и возвеселятся. Познав cиe, возрадуются нищие духом. Говор ять же это Апостолы ради тех, которые чрез них уверовали во Христа.
Толкование на псалмы.
Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша
«Да узрят нищии и возвеселятся». Все впадающие в подобныя бедствия от нас да заимствуют повод к благой надежде.
«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Сверх сего советует достигать спасения упованием на Бога и молитвою.
Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша
Да узрят нищии и возвеселятся
Бедными и нищими назвал уверовавших из язычников, поскольку они были нищи в богопознании и добродетели, как мы сказали прежде. Итак, они, говорит, пусть увидят, что Бог потерпел за них и что сделал, и пусть возвеселятся.
Aфaнacий: Зная сие нищие духом возрадуются, говорит, а это сказывают Апостолы об уверовавших во Христа чрез них.
Взыщите (усердно) Бога и жива будет душа ваша.
См. Толкование на Пс. 68:34
Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша
К хвалению присовокупляет увещание, которое относит наипаче к нищим, ему подобным, кои больше добровольно, нежели по нужде суть таковы; кои, ежели богатство имеют, то употребляют оное согласно с волею Бога, яко строители, а не яко господие, для заслужения милости Божией, а не для тщеславия и гордости, или для удовольствия страстей своих; кои, наконец, не с меньшею радостию благословляют имя Господне, когда лишаются и недостаточествуют, как и тогда, когда изобилуют. Да узрят, глаголет, нищии, и да возвеселятся в нищете своей. За сим присовокупляет: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Аки бы сказал: вы, нищие, духом, которые презираете вся сущая на земле! не унывайте, но ободритеся; взыщите Бога, и душа ваша, которая тленными вещами жить не может, в Нем истинно жива будет. Блюдитеся и хранитеся от лихоимства, яко не от избытка кому живот его есть, но в Бозе сокровен живот ваш (Лк. 12:15).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша
Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 33-35 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя своя не уничижи. Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем
Стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий.
Ст. 33–34 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи
Под нищими, о которых говорит здесь псалмопевец, нужно разуметь, по словам того же св. Афанасия, уверовавших во Христа [3, с. 233] и во всем последовавших за Ним, которых Он и Сам называет «нищими духом» (Мф. 5:3). Когда сии нищии узрят спасение Божие и помощь, явленные Страдальцу-Праведиику, тогда и сами возвеселятся, обрадуются Его спасению, потому что увидят в нем залог и своего спасения. А обращаясь далее к ним непосредственно, псалмопевец говорит: ищите же Бога вы, смиренные (нищии) и страждущие, стремитесь всем сердцем своим, идите к Нему, и оживет душа ваша. Он Сам зовет вас: «Приидите ко Мне… возмите иго Мое на себе… и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28–29). Ибо Господь внимает молитвам нищих и не пренебрегает узников Своих и (окованныя Своя не уничижи). Под окованными, равно как и убогими, разумеются также уверовавшие из язычников, которые до обращения своего ко Христу были как бы окованы узами страстей и самого гнусного нечестия. Таких убогих и окованных Господь не презрел, но внял их бедственному положению и призвал в Свое благодатное Царство.
Объяснение священной книги псалмов.