В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну
В Тебе утвердихся от утробы. Показыват, что Христос, ради Которого терпели это, есть тот самый, Кто зиждительным Своим промышлением извел их на свет, носимых еще во утробе. От чрева матере моея Ты ecu мой покровитель. Поелику Ты Господь, и когда был я еще в матернем чреве, покрывал меня Божественною Твоею силою и избавил от законопреступного народа, то и я, как ощутивший cиe непрерывное Твое благодеяние, не престаю неумолчно возносить Тебе песнопения. О Тебе пение мое выну. Всегда воспеваю и славословлю Тебя, и Твоим о мне промышлением стал я славен.
Толкование на псалмы.
В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея Ты еси мой покровитель
Рождением и происхождением на свет называет Пророк исшествие из Египта. Сие же дает видеть Бог всяческих и чрез божественнаго Иезекииля; ибо, обличая нечестие Иерусалима, и потом сказав: «Отец твой Аморреанин и мати твоя Хеттеаныня», присовокупил: «в онь же день родилася еси, не отрезоша ти пупа, и солию не осолиша, и водою не омыша тя на спасение» (Иез.16:3–4). Поелику пуп есть как бы корень младенца, посредством пупа питается он и растет, а Израилю и по исшествии из Египта оставалось прирожденным египетское нечестие; то справедливо сказал Пророк: «не отрезаша ти пупа»; то есть из матерняго чрева извлекаешь себе пищу, и остаешься при прежних начинаниях. Посему-то сонм благочестивых, умоляя Бога, говорит: издревле, из начала имел я упование на Тебя.
«О Тебе пение мое выну». Непрестаю песнословить и прославлять Тебя, и по Твоему промышлению соделался я славным.
В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну
В Тебе утвердихся от утробы
И не только от юности я надеялся на Тебя, но от самого матерняго чрева, т. е. со времени своего рождения я в Тебе одном имею опору и укрепление, переданное мне от родителей моих. Отсюда ясно, что имел и благочестивых родителей.
Другие объясняют иначе: когда в восьмой день обрезывали детей, то как бы от самого матерняго чрева вручали их Богу. Нужно же при этом знать, что слова: от утробы, от чрева матери и подобные им древний язык привык употреблять гиперболически. Разуметь же под ними нужно то время, с которого начинается понимание и разумение. Подобное сему читаем и у Иова: аще же и хлеб мой ядох един, и сирому не преподах от него? Понеже от юности моея кормих якоже отец, и от чрева матери моея наставлях (Иов. 31,17). Не возможно же делать все это с самого времени рождения. Очевидно, что этот образ выражения указывает на время начала способности понимания.
От чрева матере моея Ты ecи мой покровитель
Ибо если бы божественная сила не сохранила его в зародыше, в детстве и в отрочестве, то он в различных случаях погиб бы от какого-нибудь несчастья. Эти три стиха с небольшими изменениями находятся и в псалме 21-м, и относятся там ко Христу.
О Тебе пение мое выну
О Тебе, вместо: Тебе одному составляю свои гимны и песни.
В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея ты еси мой покровитель: о тебе пение мое выну
См. Толкование на Пс. 70:5
В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну
От матерней утробы псалмопевца, Бог был твердою опорою его, и за это он всегда прославлял его. Утвердился, т.е. Твоею благодатию я приобрел твердую почву, именно в Тебе, на Котором я с надеждою утвердился; чрез это я стал непоколебим.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну
См. Толкование на Пс. 70:4