Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах
В смущение приводит то, что враги занимают места наших стражб, то есть оплоты стен.
Толкование на псалмы.
Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах
Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах.
Поучения.
Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах
«Предваристе стражбы очи мои». Стражбами называет отделения ночи, по истечении которых стрегущие передают друг другу стражу. А сим выражает бдение, продолжающееся всю ночь.
«Смятохся и не глаголах». Тоже сказано и в сорок первом псалме: «ко мне самому душа моя смятеся» (Пс.41:7). Не удержался я, чтобы не высказать помыслов своих другим.
Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах
Предваристе стражбы очи мои
Tе, которые держат стражу при войсках, разделяют ночь на четыре стражи, или смены, уступая каждой смене на три часа и попеременно сторожат один после другого. Итак Давид здесь говорит: глаза мои предупреждали все ночные сии стражи, то есть, бодрствуя, по словам Феодорита, целую ночь, они предупреждали времена сих стражей. Потому что, по причине беспокойства и размышления ума моего сон убегал от очей моих. Или глазами называет наблюдавших за ним врагов, как бы так: наблюдавшие за мною враги приходили до начала ночных стражей для бодрого наблюдения за мною.
Слова Оригена: Подобное нечто представляй и об очах праведника, соблюдающего увещание писания: всяким хранением блюди свое сердце. Ибо как много стражей у городов, из которых враг делает нападение, которых человек должен блюсти себя и глазами и умом, то вперед заняв все стражи, (праведник) смотрит, не нападут ли враги каким-нибудь способом, найдя место стража неохраняемым. Слова Евсевия: Находясь постоянно в такой неусыпности и бодрствуя все ночи, я заботился о подчиненных мне народах. Почему и стихотворец сказал: Не должно всю ночь спать старейшине народа, которому вверено столько народов и столько попечений.
Смятохся и не глаголах
Смутился, говорить, от скорбей; но однакож я не обнаруживал сего моего смущения пред врагами, чтоб они еще более не порадовались обо мне.
Некто говорит: Итак если и ты возмущен печалью, или гневом; то как добрый возница обуздай свой язык; удержи слово, имеющее сорваться с языка с (зубов). Когда успеешь в этом, то и не будешь смущаться. Слова Феодорита: У меня самого душа моя смущалась, ибо я не пожелал объявить свои мысли другим.
Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах
См. Толкование на [old:ps:076:04#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 76:4]]
Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах
Часто взывал я к Господу, и Он всегда внимал мне; другой раз я был совершенно безутешен; тогда я находил мужество и утешение (возвеселихся) в мысли о великих делах Божиих в древние времена; но вот недавно постигло меня душевное сокрушение, внутреннее смущение, которому я почти поддался; я тогда потерял сон.
Предваристе стражбы – части, на которые разделяли ночь (до плена на три, после плена – на четыре части); эти части ночи могли определяться как сменою стражи, так и возгласами сторожей (Песн. 3:3, 5:7). Предупреждать каждую ночную стражу, бодрствовать пред каждой значит бодрствовать всю ночь.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах
См. Толкование на Пс. 76:4