И упасе я в незлобии сердца Своего, и в разумех руку своею наставил я есть
И в разумех руку Своею наставил я есть. Разумом рук называет всякое дело, совершаемое в надлежащее время.
Толкование на псалмы.
И упасе я в незлобии сердца Своего, и в разумех руку своею наставил я есть
Видишь, что пророк явно говорит о Христе? Поистине в сердце Его не было злобы: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Петр.2:22; Ис.53:9). Сила же рук Его была так велика, что возвращала зрение слепым, восставляла хромых, очищала прокаженных, вообще восстановляла всего погибшего человека.
Беседа на псалом 77.
И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть
И не был не признателен к Божиим благодеяниям, но срастворив благоразумие с простотою, руководил их по божественным законам. Сему подобно и законоположение Господне: «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф.10:16). Ибо Господь, устранив порок того и другаго, отъяв и злобу змии и неразумие голубя, срастворил достойную похвалы добродетель. В сей-то добродетели надлежит преспевать и нам, которые с блаженным Давидом призваны на тоже, или лучше сказать, на вящшее; потому что нам поручено служение в высших делах, по законоположению божественнаго Павла, «ходити достойно звания, в неже звани быхом» (Еф.4:1).
И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею (разумными руками своими) наставил я есть
Давид, говорит, пас или царствовал над израильтянами с простотою и кротостию и незлобием сердца своего и сведениями рук своих указывал им путь, где сведениями рук называет благоразумные действия, посредством которых разумно управлял народом своим. К сему надобно присовокупить, что Бог потому избрал колено Иудово на царство, что из его племени имел воссиять по плоти Господь Христос, как замечает Феодорит. В другом отношении под Иудою можешь разуметь Христа; как происшедшего от племени Иудова, а под племенем Христовым народ христианский, над которым Христос есть духовный Пастырь и Учитель. Сиe племя христиан Бог основал на земле во век, так как врата ада не преодолеют церкви Христовой, как сказал безыменный. Посему выражение: во век, собственно относится к церкви и к племени Христову, а не к колену Иудову, как мы сказали и выше.
Феодорит у Никиты говорит: Не сурово и не жестоко и не надменно пас нас врученных Ему, но соединив простоту с разумом, искусно управлял народом и указывал путь ему согласно с Божественными законами, как сказано: будьте мудры как змии, и целы как голуби. Ибо устранив от себя обоим свойственное зло, т. е. удалив злую хитрость змея и недостаток голубиного ума, с сим соединил похвальную добродетель и во первых показал к народу незлобие, не давая нигде места памятозлобию, далее и со всяким благоразумием управлял народом, научая его благочестию, а благоразумие показал руками, т. е. действиями сообразно с сими словами: разумение же доброе всем делающим оную (мудрость) и руководствовал оным и других.
И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть
См. Толкование на Пс. 77:70
И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть
См. Толкование на Пс. 77:70
И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть
См. Толкование на Пс. 77:70