Ст. 2-3 Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися: пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас
Пасый Израиля вонми. Тебя, Владыко, подобно пастырю промышляющего о народе, умоляю внять молению моему. Седяй на Херувимех явися пред Ефремом и Вениамином и Манассием. Во время шестой Скинии шли сперва три колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; с южной же стороны следовали другие три колена: Ефремово, Вениаминово и Манасиино; а на златых Херувимах вверху ковчега была слава Божия, и она предваряла их в шествии. Поэтому Ты, сидящий на Херувимах и предшествующий ковчегу, а потому сущий пред Ефремом, Вениамином и Манасием, даруй спасение всемогущей силою Твоею.
Толкование на псалмы.
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Видишь, как с этим согласуются слова Господа, которые сказал Он в евангелии: «Я есмь пастырь добрый» (Ин.10:14). Но почему пророк, оставив всех других, указывает Иосифа и Иакова? Потому, что оба они были рабами – один в Египте, другой – в Месопотамии; но Бог изменил их рабство в свободу и соединенные с последнею блага. Пророк поэтому и просит теперь Бога внять, чтобы Он, видя весь наш род рабствующим мысленным врагам (не на себя обратить внимание умоляет пророк, а неопределенно, т.е. на всех), восстал для нашего освобождения и скорее пришел во плоти, так как мы нуждаемся в Его пришествии для своего освобождения; не иначе, как уже чрез воплощение, люди могли принять седящего на херувимах.
Беседа на псалом 79.
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Пасый Израиля вонми
Тебя, Владыка, подобно пастырю, промышляющему о народе, умоляю приять прошение мое.
наставляяй яко овча Иосифа
Ты Иосифа, как некиими волками, уловленнаго братьями, избавил из рук их, препроводил в Египет, и превознес над злоумышлявшими. Так Пророк, изобразив попечение Божие об Иудеях, переходит к изображению общаго Божия владычества.
седяй на Херувимех явися
Поелику их одних некия изображения великий Моисей поставил во святая святых, и среди них поместил очистилище, от котораго бывало первосвященникам некое Божественное явление; то Пророк кстати упомянул здесь о Херувимах, и умолял явиться Седящаго на них.
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Пасый Израиля вонми
Израилем здесь называет или патpиapxa Иакова, потому что Бог обещал хранить его и быть с ним, или происходящей от Израиля народ; как мы сказали в предыдущем псалме, при изъяснении 52го стиха: и повел их (народ Израильский), как стадо в пустынь. А пасущий, означает пасшего, прошедшее время вместо настоящего.
Другой говорит: Удивительную выразительность имеет слово: внемли. Нелепость, говорит, действий против нас не требует слова, или изъяснения, но только одного воззрения. Ибо довольно только внять и увидать, чтобы подвинуться на защиту против столь жестоких врагов наших. Для сего то и назвал Бога пастырем, а народ овцою, чтобы молча указать в нападающих на него волков и испросить у Бога попечения. Смотри и замечание на 20 стих 76го псалма. Слова Феодорита: Тебе, Владыко, на подобие пастыря о народе своем пекущемуся предлагаю принять мою молитву. Ты, который водил, как овцу, Иосифа, попавшегося братьям как волкам, и, освободив его от рук их, ввел в Египет и поставил выше враждовавших против него.
наставляяй, яко овча, Иосифа
Речение: Наставляяй – водящий здесь стоит вместо: водивший по замену времен – прошедшего настоящим. Иосифом здесь называет или его самого, так как он руководствовал его во всех его обстоятельствах, как пастырь водит овец своих; почему и написано: и Господь был с Иосифом (Быт. 26,21), или Иосифом называет весь народ, так как Иосиф называется как бы отцом всего народа. Так в 16 стихе 76го псалма говорит об Иудеях: сынов Иакова и Иосифа, где и смотри изъяснение сих слов.
седяй на Херувимех, явися
См. Толкование на Пс. 79:3
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на херувимех, явися
Пророк начинает псалом от призывания Бога, и молится, дабы услышал молитву и воззрел на народ Свой. Пасый Израиля! вонми. Аки бы сказал: Ты, о Боже, Который управляеши и пасеши Израильские люди, услыши молитву, юже возсылаю о них. Потом повторяет первую часть, и подразумевает вторую: наставляяй яко овча Иосифа. То есть: Ты, Который пасеши народ, происходящий от Иосифа, яко стадо овец, – услыши молитву, юже именем Израиля и Иосифа возсылаю о том же народе.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
При таких тяжелых обстоятельствах псалмопевец от имени народа обращается с молитвою к Богу, чтобы Он, Царь, Пастырь народа – величественный, всемогущий (седяй на херувимех) славно явил свою спасительную власть в отношении к Своему народу. Пасый с евр. «пастырь»; ср. Пс. 22:1. Иосиф означает здесь, конечно, весь народ; ср. Пс. 76:15, 80:6. Иосиф спас отца и братьев, а чрез них и весь народ, от голодной смерти, потому он и называется пастырем и твердынею Израиля (Быт. 49:24), и не перечисляется вместе с братьями, но его имя стоит подле имени Иакова; как имя Иакова стоит вместо имени всего народа, так и имя Иосифа. Седяй на херувимех – херувимы здесь символы всех тварей (ср. к Пс. 17 ст. 11). Сидение на них Бога – образ Его господства над всем созданием; поэтому «седящий на херувимах» – всемогущий и славный Бог и Царь. – Явися с евр. «возсия» (с намеком на светлое облако над херувимами во святом святых), т.е. покажи Свое величие, Свою власть, как Царя и Судии, оказав помощь Своему народу против его врагов.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией. Восстанови нас и спасемся
Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. - «Восседающий на Херувимах». Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва «яви Себя» означает - поспеши придти со Своею помощью.
Толковая Библия.
Ст. 2–3 Пасый Израиля, вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на херувимех, явися: пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас
Обращаясь с молитвою к Богу, пророк-псалмопевец называет Господа Бога пастырем, пасущим народ Свой – Израиля, – и просит внимания, или услышания своей молитвы. Ты, о Боже! говорит он, Который управляешь израильским народом, как Пастырь, пасущий свое стадо, и водишь потомство Иосифово, как овечку, вонми молитве моей. В выражении: наставляяй яко овча Иосифа – заключается повторение мысли предыдущего изречения, потому что как имя Иакова, или Израиля, стоит вместо имени всего народа израильского, так и имя Иосифа, сына его, означает имя того же народа (ср. Пс. 76:16, 80:6). Наставляяй (de ducens) значит: «волящий, наставляющий». По повелению Божию Моисеем устроена была скиния, или походный храм, и в ней кивот Завета на крышке которого поставлены были золотые чеканные херувимы, один с правой стороны крышки, а другой с левой. Таким образом, кивот Завета, на котором были изображения херувимов и среди них очистилище, где являлся иногда Бог первосвященникам, – представляется как трон, на коем невидимо восседает Господь, или как колесница Божия, везомая херувимами. Сообразно сему и в молитве своей пророк, представляя Бога на небесах восседающим на начальнейших ангелах, называемых херувимами, говорит: о Боже! Ты, Который сидишь на херувимах, явись нам ныне, т.е. откройся, что Ты пришел на помощь к тому народу, который окружен бедствиями. Ефремом и Манассием названы здесь два колена израильского народа: Ефремово и Манассиино, – происшедшие от двух сынов Иосифа, Ефрема и Манассии. А Вениамином – колено Вениаминово, происшедшее от единоутробного брата его Вениамина. Упомянув об Иосифе, пророк, по связи мысли, вспоминает о двух сынах его и о возлюбленном брате Вениамине, как вместе с Иосифом от одной матери рожденном. А в именах всех трех колен пророк разумеет весь народ израильский, за который ходатайствует пред Богом, чтобы ради Иосифа Господь преклонился на милость к роду потомков его, происшедших от сынов и брата его. Хотя колено Вениаминово во многих местах Священного Писания представляется составною частью царства Иудейского (3 Цар. 12:21; 2 Пар. 11:1 и др.), но оно принадлежало ему не в полном составе, так что за домом Давидовым, по свидетельству 3-й книги Царств (3Цар. 11:13, 32, 35), оставалось, собственно, одно только колено Иудино; другою же своею частью, где лежали города Вефиль, Галгалы, Иерихон и проч., колено Вениаминово принадлежало царству Израильскому. Поэтому, в сопоставлении с коленами Иосифова дома, его следует считать представителем Израильского царства, а в сопоставлении с Иудиным коленом – царства Иудейского. Впрочем, поименованными коленами, по мнению блж. Феодорита, пророк означил здесь безраздельно весь народ израильский [6, с. 384]. Притом же нужно вспомнить, что названные три колена народа во время странствования по пустыне располагались станом всегда друг подле друга, непосредственно за кивотом (Числ. гл. 1-2 и 10). Итак, говорит псалмопевец, восстань Ты, Господи, пред Ефремом и Вениамином и Манассиею и подвинь всемогущую силу Твою, которая, по причине долготерпения Твоего, как бы усыплена, находится без действия, и прииди, чтобы спасти нас от всех обстоящих нас бед.
Объяснение священной книги псалмов.