ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой
Ибо Господь даст благость. Когда, говорит, по преизбытку благости Господь воссияет сущим на земле, тогда и мы — мысленная земля — принесем духовные плоды правды.
Толкование на псалмы.
Ст. 13-14 ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя
Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: «никто не благ, как только один Бог» (Лк.18:19). «И земля наша даст плод свой» – рожденную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действовали и Бог и земля. «Правда», о которой пророк раньше сказал: «с небес… приникла». Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. «пред лицем Его идет язва») (Авв.3:5), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. – «а по стопам Его – жгучий ветер») (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в заключение говорит: «пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои». Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроительства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким человеческим заблуждениям и обманам.
Беседа на псалом 84.
ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой
То же опять сочетание употребил Пророк; ибо сказал, что Бог будет действовать по милосердию и человеколюбию, а они принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели.
Толкование на сто пятьдесят псалмов.
ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой
Смотри, как настойчиво Давид предсказывает, что Отец даст людям Сына своего, Который есть благость. Никтоже благ, говорит Он, токмо един Бог. И Симмах перевел: «Ибо Господь даст благаго». Земля же даст плод свой, означает апостолов и других верующих, происходивших из Иудеи. Проще же сказать, что по рождении Христа, Бог даст милость людям и что земля будет изобиловать плодами.
Толковая Псалтирь.
ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой
Здесь полагается плод земный, как бы в добавок к благотворению и щедроте Бога. Ибо хотя главное блаженство церкви содержится в четырех вышеупомянутых дарованиях, однако не запрещается ей пещися и о внешних средствах, относящихся к содержанию жизни. А ежели кто скажет, что неприлично к духовному царству Христову примешивать изобилие плодов земных, на сие ответ не труден: поелику нет в том никакой неприличности, ежели Бог духовно благословляя верных, дает им вкушать плоды отеческия любви и во внешних благодеяниях, когда и по свидетельству Павла, благочестие имеет обетование не токмо грядущаго, но и нынешняго живота (1Тим. 4:8). Но здесь заметить должно, что благая временная сея жизни зело ограничены, дабы верные не прилеплялися к земным удовольствиям. Для того сказали мы, что они вкушают токмо плоды отеческия любви Божией на земле, а не пресыщаются оными.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой
Благость – плодородие и вообще земные блага. Ибо связывает предыдущий стих с последующим: так богаты будут духовные благословения, потому что даже и материальная природа обильное получит благословение.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой
Уверенный в непрестающей благости Божией, от которой изобильно изливаются на всех милости Господни, псалмопевец предусматривает благотворные последствия Божественной благости и в будущие времена, в пришествие Мессии Спасителя, когда Бог, по словам блж. Феодорита, «будет действовать по милосердию и человеколюбию, а люди принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели» [6, с. 407], т.е. что люди, живущие на земле при помощи благодати Божией будут украшаться добродетелями.
Объяснение священной книги псалмов.