Яко ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающым Тя
Яко Ты, Господи, благ и кроток. Притекающих к Богу учит не унывать, если Господь и медлит нисколько времени исполнением просимого; потому что непременно услышит их, как благой и пребогатый милостью.
Толкование на псалмы.
Яко ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающым Тя
Не напрасно я вознес к Тебе душу, а потому, что Ты, как благой, сострадателен, как кроткий – поддерживаешь падающих, и притом проявляешь Свое милосердие не одним каким-нибудь способом, а многими и различными: милуешь чрез нищелюбие, милуешь чрез слезы, милуешь чрез добродетели, милуешь чрез веру, и не некоторых, но всех, кто призывает Тебя. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения.
Беседа на псалом 85.
Яко Ты Господи благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя
Ты благ и человеколюбив, и источники милости изливаешь имеющим в том нужду. Вместо: «кроток», Акила и Феодотион употребили: удобопримирим; потому и слово: «кротость» подает мысль о долготерпении.
Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя
Вместо кроток Акила и Симмах перевели милостив.
Призывающим же Тя не просто, но призывающим от всего сердца. Ибо и в псалме 144м, сказавши: близ Господь всем призывающим Его, присовокупил: всем призывающим Его в истине, т. е. всею душею.
Яко ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающым тя
Подтверждает все вышереченное учение от Божия свойства: понеже бедные люди всуе прибегали бы к Богу, и желаниями своими возносилися на небо, ежели бы не были удостоверены, что Бог есть верный мздовоздаятель всем призывающим Его. Сие-то здесь назнаменует Давид, глаголя: яко Ты Господи благ и кроток и многомилостив. Нарицая Бога многомилостивым, означает особенную степень благости: ибо не довольно было бы вообще быть благу, ежели бы в особенности не был и к грешникам милостив. Сего ради глаголет вообще, всем призывающим Его, дабы без изъятия все от мала до велика дерзали к милосердию Божию прибегать. Впрочем, хотя безпредельное множество милости присвояет Богу, однако тотчас титло сие относит к одним токмо верным, призывающим Его, дабы мы ведали, что праведно во грехах своих погибают те, которые, презрев Бога, не призывают Его.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Ст. 5–7 Яко Ты, Господи, благ и кроток, и многомилостив всем призывающым Тя. Внуши, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвах к тебе, яко услышал мя еси
Как бы усиливая молитвенный вопль свой, пророк выражает далее свое исповедание высочайших свойств Божественных: благости, кротости и великого милосердия ко всем обращающимся к Богу с молитвою, всем призывающим Его. Далее повторяет он свои прежние моления к Богу, хотя и в переиначенных несколько выражениях и как бы так говорит: от всего сердца и от всей души моей я взываю к Тебе, Господи, потому что я знаю, как Ты добр и многомилостив для всех призывающих имя Твое. И в этот самый день, – день скорби моей я громко взываю (воззвах) к Тебе, в полной уверенности, что Ты услышишь меня.
Объяснение священной книги псалмов.