Ст. 8, 11 Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим
Несть подобен Тебе в бозех, Господи. Богами называет святых Пророков, к которым было Боже слово. Говорит же, что никто из Пророков не мог избавить людей от греха, кроме единого Господа, по сказанному в другом месте: не Ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе нас (Ис. 63,9).
Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего
Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит житие согласное с Законом. А таковая жизнь есть матерь веселья. Поэтому, Пророк справедливо предполагал, что сердце его возвеселено будет страхом. Так и в другом месте говорит он: да возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104,3), и еще: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76,4).
Толкование на псалмы.
Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим
Пророк говорит здесь не об идолах («что общего у света с тьмою?», – (2Кор.6:14), – или какое сравнение может быть лжи с истиной?), а называет богами тех, к кому было слово Божие, как говорит Христос в Евангелии, т.е. святых и богоносных мужей. Из них никто не может сравниться с Господом. Хотя Он сроден с ними по плоти, но несравним по божеству, а вернее сказать – и по человечеству, потому что никто из них не родился от девы, никто не носил наших грехов, никто не попрал смертью смерть. Итак, никто не может сравниться с ним и по делам Его.
Беседа на псалом 85.
Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим
Поелику злочестивый Рапсак произнес оныя кичливыя слова: не возмогли «бози языков кийждо их свою страну избавити из руки» моей: избавит ли «Господь Иерусалима из руки моея» (4Цар.18:33, 35): то пророчество представляет Езекию взывающим: «несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Те боги имеют пустое имя, которому ничто не соответствует в действительности, и которое присвоили они себе хищнически; а Ты имеешь именование, соответствующее действительности. И Пророк весьма прилично к Божественному именованию присовокупил и дела: «несть подобен Тебе в бозех Господи, и несть по делом Твоим». Те боги совершенно неодушевленны, и сами себя не могут защитить; а Твое велелепие невыразимо языком человеческим.
Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим
Ибо вcи, говорит, бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори (Псал. 95,5). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих кажется заимствован из слов Моисея: кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса? (Исх. 15,11). Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари и разрушение тирана и умерщвление смерти смертно и уловление всего миpa немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием божественного имени.
Несть подобен тебе в бозех, Господи, и несть по делом твоим
Здесь дает причину, чего ради к единому Богу прибегает, Его призывает, и к Нему душу свою возносит: понеже де не токмо между людьми, но и между богами нет никого подобнаго Богу ни существом, ни силою, ни премудростию, ни благостию. Ежели чрез богов разуметь богов ложных, сиречь идолов, то весьма прилично сказано: несть подобен Тебе в бозех, Господи! Ибо идолы хотя имеют очи, но не видят: они от людей и бытие свое и движение заимствуют. Истинный же Бог без очей телесных вся видит и ни от кого ничего не заимствует, но напротив всяческая от Него зависят: о Нем бо живем, движемся и есмы (Деян. 17:28). А ежели чрез богов разуметь будем богов, сущих по причастию силы и власти, каковы суть князи и судии земли, или сущих по причастию мудрости и правды, каковы суть все праведные люди, или сущих по обоим причастия видам, каковы суть Ангели: то слова сии, несть подобен Тебе в бозех, Господи, разуметь должно о подобии несовершенном. Ибо те суть совершенно подобны в силе, в премудрости и в правде, кои равномерно сильны, равномерно премудры, равномерно праведны. А как известно, что Бог безконечно сильнее, премудрее и праведнее всех Ангелов и человеков, то и справедливо, что между богами, сущими по причастию, нет ни единаго подобнаго Богу, разве по несовершенному и весьма неравному подобию. И не токмо нет ни единаго из богов совершенно подобнаго Богу нашему по существу, но и по делам. Ибо Бог сотворил из ничего и небо, и землю, и вся, яже в них: прочие же боги ничего такого не сотворили, а ежели что и творят, то разве из вещества сотвореннаго Богом. Следовательно, нет ни единаго из мнимых богов, который бы и по делам своим мог сравниться с Господом Богом. А как чувства наши величия Его постигнуть не могут, то Давид, довольствуяся единым свидетельством Божиих дел, всех прочих богов оставляет и к единому истинному Богу прибегает.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим
Он молится потому, что Бог всегда в подобном положении обыкновенно внимал его молитве, и потому уверен, что и теперь Он услышит его; далее, потому, что он знает, что только Бог один всемогущ, и следовательно может помочь ему. Несть (подобного) по делом Твоим.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 8-10 Несть подобен тебе в бозех, Господи, и несть по делом твоим. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославят имя твое: яко велий еси ты и творяй чудеса, ты еси Бог един
Содержат ясное и точное исповедание веры Давида - Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов.
Ст. 8–10 Несть подобен тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим: вси язы́цы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един
Желая возвеличить и прославить Бога по достоинству и, вместе с тем, выразить причину, почему он ни к кому более не обращается за помощью, как только к единому истинному Богу, псалмопевец упоминает о языческих божествах, которым поклонялись народы и в его время, и еще раньше, и, делая как бы сравнение их с истинным Богом, показывает, что ничего подобного между языческими богами нет и быть не может в сравнении их с единым истинным Богом, творящим чудеса во всем мире, и что все народы, сотворенные от Бога, должны придти и поклониться Сему единому Богу. Вси язы́цы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. В этих словах псалмопевца заключается пророчество о вступлении в Церковь Христову язычников, которые прежде не знали истинного Бога и кланялись бездушным истуканам, со времени же пришествия в мир Спасителя, сознав свое заблуждение, уверовали в истинного Бога.
Объяснение священной книги псалмов.