Яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего
Смотри, как и Давид проповедует и говорит одно и тоже с Павлом: «вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп.3:1): так точно и он в нескольких стихах подряд повторяет о Спасителе одно и тоже, называя Его, как Бога, Господом и святым. Израилем же и царем нашим называет Христа потому, что Он родился от семени царя Давида и называется Израилем по Духу.
Беседа на псалом 88.
Яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего
Питаемся же сею надеждою, имея Тебя царем, под Твоим живя промыслом.
Яко Господне есть заступление и святаго Израилева Царя нашего
Что сказал выше, то говорит и здесь, т. е. что заступление и помощь принадлежат одному Господу и святому Израилеву; а святый Израилев есть Бог, как сказал и в 77-м псалме: и святого Израилева раздражали. Равным образом и царем называет Бога, поколику Он по естеству Господь наш.
Безыменного истолкователя: Заступление может принадлежать и Господу, как производимое Им и святому Израилю, как получающему оное, так что святый теперь будет освещаемый чрез созерцание Его умом; почему здесь будет переложение такое: ибо Господу царю нашему заступление и святому Израилю (принадлежит).
яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего
Понеже в царе состояло верховное благо народа: сего ради особенне глаголет Пророк, что и сей дар происходит от Бога, хранящаго благосостояние верных чрез помазанника Своего. И потому, во-первых, нарицает царя, в преносном смысле, щитом, поелику подобие сие часто в Писании употребляется; но между тем исповедует, что сей щит не от кого иного посылается к защищению народа, как токмо свыше – от Бога. То же самое и во втором члене повторяет, глаголя, что царь от Бога дается народу, и потому защищение, которое от царя происходит, есть благодеяние Божие. Но здесь заметить должно, что глаголемое о прообразовательном царстве собственно приличествует лицу Христа, Который дан нам от Бога Отца с тем, чтоб защищать и хранить нас от врагов видимых и невидимых.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего
См. Толкование на Пс. 88:18
яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего
См. Толкование на Пс. 88:16