Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие
Потому, говорит пророк, мы не можем постичь судеб Божиих, что враги Его, т.е. грешники, в будущем веке погибнут и все делающие беззаконие рассыплются, а теперь, когда они собраны, стоят твердо и еще не подверглись подобающей грешникам гибели; некоторые обманывают их и ложно внушают, что они не потерпят наказания, тогда как для них служит достаточным наказанием уже и то, что они называются врагами Божиими, и, кроме того, дается величайшая угроза, что они не только погибнут, но и будут рассеяны. Поэтому они напрасно приобретают себе родственные и дружественные связи среди нечестивых, не зная, что все это не может быть прочным, так как Бог рассеет все собрание нечестивых.
Беседа на псалом 91.
Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие
См. Толкование на Пс. 91:9
Яко се врази Твои, Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вcи делающии беззаконие
Враги Божии суть не только неверные, но и верные грешные, как слушающиеся врага Божия— диавола. А погибелью врагов Божиих называет наказание в будущем веке. Они же будут рассыпаны в различные мучения и наказания.
Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие
Сими словами доказывает, что беззаконники процветают только на время, и притом на самое краткое. Ибо оное указательное слово, се, означает внезапную перемену, аки бы сказал Пророк, что те, которые недавно прозябли яко трава, и процвели яко лилии, вдруг погибли, так как бы погибель их была пред очами Его. А оное повторение слов, яко се, врази Твои, Господи, яко се, врази Твои погибнут, увеличивает ненависть к врагам Божиим, так как напротив оное изречение: О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея (Пс. 115:7), – увеличивает искреннюю любовь к Богу. В самом деле достоин ненависти всяк тот, кто, желая угодить миру, не боится быть врагом Богу, по оному святаго Иакова изречению: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4:4). Отсюду помыслим, коликое есть зло ради угождения твари презирать Творца, как делают лицемеры! Во второй части стиха определяет, кто суть те врази Божии, о которых в первом члене говорил: ибо Бог не напрасно кого-либо ненавидит, паче же, поскольку все люди суть творение Его, сего ради всех и каждаго отечески любит. Но как нет ничего противнее пресвятому существу Его, как беззаконие и неправда, сего ради возвещает непримиримую брань всем творящим беззаконие: расточени будут вси делающии беззаконие. Сии слова приспособляет к вышереченному подобию травы, ибо как изсохшая трава или сено так разносится и разсыпается ветром, что более и следов ея не является, тако и беззаконники, возрастши и процветши на краткое время, вдруг посекаются и восхищаются от земли, так что и самая память их совсем погибает. Отсюду верные великое приемлют утешение, когда слышат, что причиною погибели нечестивых бывает беззаконие, которое делает их ненавистными Богу, а потому и нетерпимыми. Да и Пророк немного ниже изъясняет, что он имел в виду тот единственно конец, дабы сею надеждою облегчить как свои, так и всех верных бедствия, болезни, печали и скорби.
Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие
См. Толкование на Пс. 91:5
Яко се, врази Твои, Господи, яко се, врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие
Врагами Божиими псалмопевец называет здесь тех людей, которые не повинуются воле Божией, не исполняют Его святого закона, вообще всех тех, о которых говорит выше, в стихах 8 и 9. Не исполняя волю Божию, они исполняют волю свою или же повинуются воле врага Божия – диавола, и таким образом становятся во враждебные отношения к Богу и чрез то уготовляют себе скорую погибель. Двукратным повторением слов: яко се врази Твои, Господи, погибнут, – псалмопевец выражает как бы ревность свою о погибели врагов Божиих и стремление возвысить в себе любовь к истине и правде Божией и привлечь к себе милость Божию. О врагах Божиих и делающих беззаконие сказано еще, что они не только погибнут, но и разыдутся (лат. dispergentur), т.е. рассыпятся, расточатся, как пыль и прах расточаются от ветра, так что и самая память о них исчезнет.
Объяснение священной книги псалмов.