Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду
Положил есть реки в пустыню. Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.
Толкование на псалмы.
Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду
См. Толкование на Пс. 106:32
Ст. 33-34 Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней
Как можно видеть, это постоянно бывает у уверовавших народов. В самом деле, во всех церквах по вселенной всенародно, под предводительством священного собора, воспевают Благодетеля, превознося чудеса божественного человеколюбия. Прославляют же Его достигшие спасения под впечатлением виденного ими необычайного переворота. Действительно, напаяемые прежде обильными пророческими реками и приносившие зрелый плод Богу, теперь не получают даже ничтожной влаги, но за свою развращенность совершенно лишены прежнего орошения.
Беседа на псалом 106.
Ст. 33-34 Положил еси реки в пустыню, и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы, живущих на ней
Песнословят же Его улучившие спасение, примечая необычайное пременение. Ибо те, которые древле орошаемы были многими пророческими реками, и приносили благовременный плод Богу, ныне не пользуются и малою влагою, но за лукавство свое совершенно лишены прежняго орошения.
Ст. 33-35 Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Землю плодоносную—в сланость, (соленую) от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную— во исходища водная
Бог, говорит, сделал пустыню, чуждую мудрости, из тех мудрых эллинов, которые прежде по своему доброречию текли на подобие рек, но уста которых заградили рыболовы и безкнижные апостолы Его; и словесные наводнения эллинов Бог, по словам Исихия, превратил в сушу и землю, т. е. сонмище иудейское, производившее плоды— пророков, Бог изменил в бесплодие, по изъяснению Афанасия, Кирилла и Исихия; так как соленая земля бесплодна. А причина такого бесплодия была, говорит, порочность живших на ней иудеев, по которой земля их уже не производит таковых духовных и святых мужей: нет более у них ни священника, ни пророка, ни другого плода прежней их жизни. Далее, прежде бывшую пустыню по скудости плодов благочестия и добродетели—церковь из язычников, Бог преложил в христианскую—в озера вод, т. е. купели святого крещения, чтобы всегда наполнять и наводнять их таковыми духовными водами. Подобным образом ту же церковь, прежде бывшую без воды божественного слова, Бог сделал христианскою, источающею животочные воды божественных учений, по словам тех же отцов и Дидима.
Слова Нисского: Из рек некоторые производятся Богом, а другие истребляются, струи зла уничтожаются, а истоки добродетелей наводняют прежде бывшие знойными места. Ибо превратил, говорит, реки в пустыни и проч., где реками называет влияния страстей, а исходами вод продолжения зол, когда люди присоединяя зло ко злу, всегда продолжают течение зла, как некий поток. Сверх того и землю, говорит, плодоносную превратил в соленую. Ибо душа, изобиловавшая злом, по изменении своем, быв исправлена солью божественного учения, сделалась жаждущею, так что она не произращает более зла свойственного живущим, и питаемого течениями злых вод, но та (душа), которая была соленою и жаждущею, восприяв блаженный плач, сделалась озером, в котором, как в море, кружатся воды и в котором живут алчущие правды. Другой говорит, что проще и общее пророк желает того, чтобы Бог был прославляем за то, что Он все по своей воле изменяет, и то пустыню наводняет реками, то исходища вод—иссушает, так что бывает жажда там, где прежде было изобильное питие; более частно же мы должны принимать сие в отношении к иудеям и происходящим из язычников. Ибо пророк, кажется, удивляется, как синагога, бывшая прежде доброплодною, превратилась в соленую горечь, а церковь из язычников, бывшая прежде безводною, наводняется хорошими потоками, притом и Исаия сказал: превращу пустыню в озеро вод и жаждущую в водопроводы (Ис. 41:18); и Соломон в Песни песней: Глаза твои, как озеро в Есевоне во вратах дщерей многих (Песн. 7:4), где по словам Исихия, под дщерью многих разумеет церковь, потому что она была дщерью не только апостолов, но и пророков.
Ст. 33-34 Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней
Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа
Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.
Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду
См. Толкование на Пс. 106:31