Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
Устроит словеса Своя на суде. Ибо не должно просто и без рассуждения всем предлагать тайноводственное слово. Это-то сказал и сам Господь: не пометайте святая псом (Мф. 7,6).
Толкование на Псалмы.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
Далее, упомянув о правосудии, и тем устрашив слушателя, имеющего отдать отчет во грехах своих, пророк тотчас предлагает врачество и говорит: «добрый муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде, так что во век не поколеблется».
Смотри, сколько наград пророк назначает человеку милосердому, именно: что плод его постоянно пребывает, что он освободится от искушений, что он уподобится Богу, – так как и Бог милосерд, – что он получит прощение своих грехов. Это и означают слова: «устроит дела свои на суде», т.е. найдет защиту, получит оправдание, не подвергнется тогда осуждению, потому что милостыня послужит ему прекрасной защитою. Другой переводчик (Симмах) говорит: «устрояя дела свои с судом» (οίχονομων τά πράγματα αύτού μετά χρίσεωζ). Т.е. он будет наслаждаться великим благоденствием, не испытает никакого затруднения, как превосходный распорядитель. Напротив, человек жестокий, бесчеловечный, немилосердый весьма не распорядителен. Действительно, что может быть хуже того, когда кто, при опасности для души его, бережет деньги, а душою пренебрегает? Потому и Христос похвалил того управителя, который, при виде опасности, разодрал расписки должников и велел написать новые (Лк.16:6–8). Не безумно ли, в самом деле, – в случае опасности для настоящей жизни, жертвовать всем для избавления от опасности, а при опасности наказания в жизни будущей, не применять такой распорядительности? Господь называет мудрым распорядителем человека милосердого, который приобретает за малое многое, за деньги небо, за одежду царство, за хлеб и чашу холодной воды будущие блага. Действительно, что может сравниться с такой распорядительностью, когда человек, отдавая блага погибающие, скоропреходящие и тленные, приобретает будущие и неизменные, а чрез это и в настоящей жизни наслаждается безопасностью? Поэтому пророк и говорит: «устроит дела свои на суде», или, как говорит другой переводчик: «устрояя дела свои с судом». На каком «суде»? Или на имеющем быть в последний день, или вообще все дела свои будет устроять хорошо, не будет встречать в них никакого замешательства, но все будет у него в порядке. Все будет идти последовательно и своим путем, без всякого смятения и беспорядка, так как милосердие сделает все для него удобным. Это и выражает яснее другой переводчик словами: «устрояя дела свои с судом», потому что милосердый распоряжается своим имуществом рассудительно, а всякий другой действует бесполезно, нераспорядительно. «Так что во век не поколеблется». Что может сравниться с такою распорядительностью, когда человек находит путь, который избавляет его от неожиданных обстоятельств, удаляет от житейских волнений, поставляет его в пристани, так что он, будучи человеком, не испытывает ничего человеческого, или, хотя испытывает, но не колеблется? И удивительно, как он при постигающих его искушениях не колеблется и не падает. Разве же не колебались многие из людей милосердых? Нет. Хотя они делались бедными, доходили до крайней скудости и подвергались несчастьям, но они не падали, представляя дела, совершенные ими, и благоволение к ним Божие, снискав себе небесную помощь, и имея у себя крепкий и надежный якорь – чистую совесть. Потому пророк и не сказал, что они не подвергнутся опасностям, но: «не поколеблется». Так и Христос о человеке, построившем здание на камне, не сказал, что он не испытает бури, но, и подвергшись ей, останется непоколебимым. То и удивительно, что он безопасен не от недостатка искушений, но и среди частых испытаний остается всегда непоколебимым. Действительно невозможно, чтобы душа, богатая милосердием, когда-нибудь погрязла в нечистоте страстей.
Беседы на псалмы. На псалом 111.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
На слова: устроит словеса своя на суде.
Не надобно, премудрейший, и к людям причислять тех, которые по милости хвалят и по вражде поносят, а не по суду и любят, и обличают. Потому и Песнопевец, восхваляя праведника, к другим преимуществам присовокупил и сие: устроит словеса своя на суде, - ибо ничто не равняется здравому суду. Кто лишен оного, следует своим похотям, льстит тем, кого должно бы обличать, и злословит тех, кого справедливость требовала бы хвалить, тот самый подлый человекоугодник, или лучше сказать, того справедливо отнести к породе бессловесных.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
Никто, подающий милостыню, не был никогда посрамлен.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
«Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде». А Симмах перевел так: добр, благотворителен, готов служить, устрояет дела свои с разсуждением; потому что, подражая Владыке Своему, щедро врачует нужды подобных ему рабов, оказывая им милосердие, как причастный того же с ними естества, и охотно их снабжая, как ожидающий воздаяния от общаго Владыки. А таковый ничего не делает безразсудно, но право водясь разсудком, располагает и слова и дела свои.
«Яко в век не подвижится»; потому что такой человек имеет твердую волю, не допускающую никакой перемены в затруднительных обстоятельствах.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
Благ муж щедря, и дая, устроит словеса своя на суде
Благ, продолжает он, тот, кто сострадателен и милостив к нуждающимся; кто дает, то есть, в долг тем, которые имеют нужду в займе. Так и в 36-м псалме написано: весь день милует и в займы дает праведный. Такой-то милостивый устроит слова свои хорошо, говоря рассудительно, а не просто, что пришло на мысль, и необдуманно. Или и так, что он расположит хорошо, с рассудительностью свои дела. Так и Симмах перевел. Или расположит хорошо ответы свои на суде, т. е. приготовить посредством, милостыни помощь и защиту себе на будущем суде, по примеру упоминаемого в Евангелии верного и благоразумного строителя.
Великого Василия: Благ и тот, кто, по любви к Богу, уделяет ближним из данного ему от Бога дара, и кто подобно благоразумному домоправителю раздает в свое время определенную меру хлеба подобным ему рабам, предлагая слова тайноводства не просто и не рассудительно, но слушаясь слов:—не давайте святыни псам. Златоуста: Смотри сколько наград предопределил человеколюбивому! И плод его будет пребывать всегда, и от искушений он освободится, ибо это означают слова: свет воссиял ему; и Богу он будет подражателем, так как и Бог щедр; и получит прощение своих грехов; и приготовит себе защиту на будущем суде. И сие-то значит: устроит слова свои на суде, т. е. получит защиту, получит оправдание в словах; не будет осужден тогда; потому что милостыня хорошо устроит для него ответ. Другой толковник: устрояя дела свои с рассуждением, т. е., как говорит Златоуст, будет наслаждаться великим благоденствием; не падет в нелепости, как сделавшийся отличным домоправителем. Ибо как не назвать нелепыми тех, которые тогда как при опасности в настоящей жизни все свое расточают, чтобы избавиться от опасности, а имея быть преданными сверх опасности и наказанию, не употребляют такого распоряжения? Потому-то милостивого называет благоразумным домоправителем, как немногими вещами приобретающего многое, одеждою—небо, хлебом— царство, и чашею холодной воды—будущие блага. Что может сравниться с таким домостроительством? Феодорита: Кто подражает своему Владыке, тот щедро вспомоществует сослужителям своим, оказывая сострадательность, как имеющий одну природу, и делая подаяния, как ожидающий воздаяния от общего Владыки. И таковой ничего не делает без рассуждения, но здраво рассуждая устраивает и слова и дела свои хорошо. Исихия: Называет прилично благим не просто подающего, но с сострадательностью: ибо первый дает в надежде получить прибыль, а второй уделяет по закону сострадательности. Итак, он ясно изображает здесь нищелюбца. Сей-то в займы дает Богу, когда оказывает милость нищим, по словам Соломона (Прит. 19,17).
Яко в век не подвижится
Милостивый, говорит, и боящийся Бога не поколеблется от искушений в сем веке, как основанный крепко на камне веры в Бога, надежды и любви, и как имеющий совесть, как якорь, неподвижную. По Златоусту, не сказал что не подвергнется злоумышлению, ибо много скорбей у праведных (Пс. 33,19); но не поколеблется. Сие-то и удивительно, что святые, и подвергаясь бесчисленным бедствиям, не изменяются, но соблюдают непреклонным и непоколебимым до конца здравый смысл свой. Это действительно славная победа; блистательная молва и весть о подвижниках добродетели. Или можно разуметь так, что милостивый не поколеблется в будущем веке, ибо приготовился я, говорит, и не смутился (Пс. 118,60), как не чувствующий в совести своей ничего нелепого.
Посему тот же Златоуст сказал: это особенно удивительно, когда он непоколебим, не во время свободное от искушений, но всегда не изменен и при множестве злоухищрений.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
Поэтому все у него идет хорошо (благ), не поколеблется он от своих обвинителей и врагов и ничего не страшится. Благ, т.е. благо тому, который и проч. Устроит словеса – дела на судебном разбирательстве.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
Истинный чтитель Господа - милостив к другим, честен в слове, не боится молвы, тверд в вере, и Господь наградит его вечной памятью. Нечестивый, при виде его блаженства, заскрежещет зубами и истает от зависти
«Даст твердость словам своим на суде» - давать правдивые свидетельства, которые являются основанием для приговора судей.
Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится
См. Толкование на Пс. 111:4