Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих. Такой конец ожидает отметающих Закон Божий.
Толкование на псалмы.
Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их
Я удержу это усердие к Твоим заповедям, зная, что те, которые преступали их, подверглись позору и посрамлению. В другом псалме он также говорит о грешниках: «уничтожатся, как вода мимотекущая» (Пс.57:8), и опять: «премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс. 122:4).
Беседа на псалом 118.
Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их
В чем тут опора доброму нравственному настроению? – В помышлении о судах Божиих над грешниками, отступающими от оправданий Божиих. Когда искушает враг, то внушает, что грех – ничего: Бог милостив, не взыщет. Это он внушает даже ревнителям добродетели, расслабляя таким образом решение их быть всегда верными исполнителями святых заповедей Господних. Чтобы рассеять такое внушение, пророк и сам приводит, и другим советует приводить на память, как Бог карал и посрамлял тех, которые зазнавались и не хотели знать заповедей Его. Действительно, Бог многомилостив, и многомилостив до того, что если смотреть на одни Его милования грешников, то может показаться, что Он как будто поблажает греху. Чтобы не блазнило кого-либо такое неправедное помышление, Бог Сам чрез того же пророка учит, чтоб из милостей Его не заключали о поблажке греху. «Я молчал, говорит Он грешнику, и не наказывал тебя, ожидая твоего обращения; а ты подумал, что Я подобен тебе, что поблажаю греху; нет, обличу тебя, и тебе самому представлю пред очи, сколько ненавистен Мне грех».
А чтобы не подумали, что Бог грозит только на словах, угрозы Свои Он приводит иногда и в самое дело. И поразительные суды Его над грешниками переходили и переходят из рода в род, отрезвляя расслабляющихся и пробуждая предающихся нерадению. Вот об этом-то действии судов Божиих и упоминает здесь пророк: «Буду же, – как бы так говорит он, по истолкованию блаженного Феодорита, – буду иметь усердие к исполнению заповедей Твоих, зная, что нарушители их были уничижаемы и посрамляемы Тобою». Итак, пусть каждый из нас почаще проходит в уме своем суды Божии и пусть старается, с одной стороны, возгревать ими усердие к добру, а с другой – отревать приманки греха. Сколько заботы и попечения явил Господь Бог в создании и устроении быта наших прародителей! А когда согрешили они, не посмотрел ни на что; изгнал их из рая, а с ними и весь род наш подверг уничижительному состоянию, в котором мы теперь и находимся. При Ное весь род человеческий предался нечестию, и когда не послушал вразумлений Божиих, то Бог не посмотрел на то, что их много, а всех погубил потопом. Не пощадил Он Содом и Гоморру с другими городами, и все попалил огнем и залил водою, которая и доселе своими особенностями внушает всем, как грозны суды Божии. Жена Лотова только оглянулась, чтобы посмотреть на истребительное пожарище, но так как это было нарушением воли Божией, объявленной с глазу на глаз, то она в то же мгновение и стала столп слан. А суды Божии над фараоном, над народами, занимавшими землю обетованную, над самими израильтянами, при многократных их отступлениях от воли Божией, их ассирийский и особенно вавилонский плен, и потом рассеяние их за богоубийство, что другое означают, как не то, что у Бога всегда готовы карательные меры для грешников и что если не всегда Он приводит их в действие вслед за грехом, то потому только, что ждет покаяния или оставляет людей дополнять меры грехов, чтоб полнее затем поразить их. Приводи все это на память в размышлении с самим собою, и отрезвляй сердце свое от расслабляющих помышлений. Если осмотришься, то и в своей жизни, и в жизни знаемых твоих найдешь, что, кроме милостей, коими покрывал тебя и других Бог, немало бывало и таких случаев, которые очевидно представляют характер праведного суда Божия для вразумления. Если так было тогда, то почему же можно думать, что не последует того же и теперь? Ограждай же себя страхом судов Божиих.
Обрати внимание и на последующие слова пророка: яко неправедно помышление их; может быть, это то помышление, которое он выставляет в других местах: не взыщет, не видит Бог. Но лучше видеть здесь указание на всякое неправедное помышление, на всякий злой помысл, противный воле Божией и склоняющий на грех и страсть, и помня, что не дела только карает Бог, но и помышления сердца, лелеемые втайне. За что поражены смертию Анания и Сапфира? – За неправедное помышление, что можно солгать Духу Святому. За что отвержен Симон? – За неправое помышление, что можно купить дар Духа Святого. Да, Бог зрит в сердце твое и готов наказать тебя за то, что и там есть неправого. Смотри же ты туда, и прежде Божия суда сам изгоняй оттуда все неправедное.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
«Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих: яко неправедно помышление их». Буду же иметь такое усердие к исполнению заповедей Твоих, зная, что нарушители оных соделались достойными укоризн и смеха.
Уничижил ecи вся, отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их
Ты, говорит, Господи, отвратился, как от непотребных, от всех отступающих от оправданий Твоих; ибо они, помышляя о преступлении закона, не хранят Твоего закона.
Слова Дидима: Не одно и тоже: грешить и отступать. Кто отступил, тот совершенно удалился от богопочтения; и к таковым относятся слова: горе (вам) чада отступнические (Ис. 30,1); и еще: горе им, ибо отступили от Меня (Ос. 7,13). Сих то вразумляя, но еще не наказывая подобно возлюбленным Его сынам, уничижает словами порознь так: накажет тебя отступничество твое и злонравие твое, обличит тебя (Иep. 2,19). Но я, сказывает Феодорит, буду иметь великое усердие к Твоим заповедям, зная, что бесчестны и презренны и отвержены преступники оных. Ибо таков, по словам Афанасия, конец отвергающим закон Божий: они уничтожаются, и что причиною? То, что неправедно помышление их, что они умыслили попрать закон Божий.
Уничижил ecи вся, отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их
Господь Бог многомилостив, и до того многомилостив, что если смотреть на одни его милования грешников, то может показаться, что он как будто поблажает греху. Чтобы не блажило кого-либо такое неправедное помышление, Бог Сам чрез того же пророка учит, чтоб из милостей Его не заключали о поблажке греху. Я молчал, говорит Он грешнику, и не наказывал тебя, ожидая твоего обращения, а ты думал, что Я подобен тебе, что поблажаю греху, нет – Я обличу тебя, и тебе самому представлю пред очи, сколько ненавистен Мне грех (см. Пс. 49:21–22). А чтобы не подумали, что Бог грозит только на словах, угрозы Свои Он приводит нередко и в самое дело. И поразительные суды Его над грешниками переходили и переходят из рода в род, отрезвляя расслабляющихся и пробуждая предающихся нерадению. Вот об этом действии судов Божиих и упоминает здесь пророк: «Буду же, – как бы так говорит он, по истолкованию блж. Феодорита, – буду иметь усердие к исполнению заповедей Твоих, зная, что нарушители их были уничижаемы и посрамляемы Тобой». Яко неправедно помышление их. Здесь нужно видеть указание на всякое неправедное помышление, на всякий злой помысл, противный воле Божией и склоняющий на грех и страсть, и помнить, что не дела только карает Бог, но и помышления сердца, лелеемые втайне. За что поражены смертью Анания и Сапфира? За неправедное помышление, что можно солгать Духу Святому, можно купить дар Духа Святого (см. Деян. гл. 5 и 8).
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:113