Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся. Чего же именно ради? Не того ли, чтобы непрестанно поучаться в Законе?
Толкование на псалмы.
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным. Значит, кто исполняет все заповеди, тот, во всяком случае, ненавидит неправый путь. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10), – потому что Тот, Кто сказал: не убий: сказал и: не блуди; и Тот же, Кто сказал; не обижай, сказал и: не злословь; и кто сказал: не лги, тот же сказал и: не клянись.
Беседа на псалом 118.
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
Пророк продолжает высказанную мысль и излагает подробнее то, чего потребовала от него любовь к заповедям Божиим и в чем она выразилась.
Возлюбих, говорит, заповеди; но чем же свидетельствовал эту любовь? Мыслями, словом? – Нет, я свидетельствую это не словом, а делом, ибо все действия мои направляю по заповедям Твоим и ненавижу всякий путь неправды. Как, научая страху Божию, он всякому хотящему живота и желающему видеть дни благи внушал: уклонися от зла и сотвори благо, так теперь и о себе свидетельствует, что он не сидел сложа руки, а направлялся ко всем заповедям Божиим, и не равнодушно смотрел на пути неправды, но от всей души ненавидел их. Любовь к первым рождала, возбуждала и поддерживала ненависть к последним.
Откуда такая сила? – От сосредоточения всех сил естества в «едином». У нас, грешных, ум с образом мыслей идет в одну сторону, сердце с чувствами и сочувствиями в другую, воля с своими желаниями и начинаниями в третью. От того нет у нас стройности ни в чем – ни во внутренней жизни, ни во внешних проявлениях ее. Один и тот же является на разных поприщах, и трудно бывает определить характеристику его. У святых же Божиих, посвятивших себя Богу и заповедям Его, нет никакого разделения: внутри все направлено на одно, а затем и все внешнее бывает проникнуто одним духом, как однородные бисеринки, нанизываемые на одну нитку.
Отчего там так, а здесь иначе? – Оттого, что там человек не в своем чине, а здесь в своем; находящийся же не в чине, естественно, бесчинен, не в порядке, тогда как пребывающий в чине – всегда в порядке. Причиною первого – грех, а другого – богоугождение.
Возьмем во внимание наше естественное устроение. Человек состоит из духа, души и тела. Дух, живущий в Боге, властвует над душою и телом и всеми их деяниями, объединяет все в себе, единясь и сам с Богом. Грех отделяет дух от Бога и лишает его власти над душою и телом. Тогда эти многосоставные, многими силами снабженные и многие потребности обнаруживающие части естества нашего устремляются в разные стороны, как стадо без пастыря, и тиранствуют над человеком, властно направляя его то туда, то сюда, – и живет он в смятении и нестроении. Но приходит благодать Божия и оживляет дух. Тогда для духа снова отверзается окно в мир Божий. Идущие оттуда лучи возбуждают в нем страх Божий, движут совесть и приводят к решению снова неутомимо работать Господу. Это решение запечатлевается благодатными средствами; дух вводится в таинственное богообщение, начинает ревностно ходить в воле Божией и трудами доброделания и подвижничества опять восходить в ощущаемое богообщение. И вот опять он силен, опять объединяет все в себе, единясь с Богом. Видимое же выражение такого состояния одно: стремление к исполнению всех заповедей и ненавидение путей неправды.
Заголовка к этому восьмистишию пе – уста.
Уста Божии изрекают повеления и заповеди; уста людей богобоязненных, исповедав полную покорность свою Богу, молят Его научить и дать силы в точности исполнять все, что изречено устами Его, изъявляя сокрушение и раскаяние, если случится когда отступить от того. Все это и составляет предмет настоящего восьмистишия, в разных оттенках и выражениях.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
<…> кто хочет истинно благоугождать Богу, приять от Него небесную благодать Духа, возрастать и усовершаться о Духе Святом, тот должен принуждать себя к исполнению всех заповедей Божиих и покорять сердце, даже против воли его, по сказанному: «сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех». Как иной приневоливает и нудит себя к пребыванию в молитве, пока не преуспеет в том; так, подобно сему, если захочет приневоливать и нудить себя ко всякому упражнению в добродетели, приобучает себя к доброму навыку, и таким образом, непрестанно прося и моля Господа, и получив просимое, вкусив сладости Божией и став причастником Духа Святого, делает, что растет и цветет данное ему дарование, упокоеваясь в его смиренномудрии, любви и кротости.
Собрание рукописей типа II. Беседа 19.
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна [из них] останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла.
Слово о подвижнической жизни.
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
Ибо любовь производит усердие, а усердие внушило идти путем правым, и возненавидело стезю неправды.
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
Я, говорит, стремился, или простирался не к той или к другой какой-либо заповеди, но вообще ко всем заповедям Твоим, Господи; притом простирался ко всем им, чтоб угодить Тебе, давшему повеления о них. Те, которые преступают хотя одну из них, оскорбляют Тебя. Далее, я не только простирался ко всем заповедям Твоим, но и ненавидел путь порока; так как тот, кто любит заповеди Божии, по необходимости ненавидит всякое зло, как противное заповедям; и добродетель с пороком несогласны и так несходны, как свет со тьмою, и здоровье с болезнью и то и другое не может находиться в одном лице
Никиты: Достойно удивления сказанное: ко всем заповедям Твоим я направлялся; ибо это свойство совершенства; а за сим следует ненависть ко всякому пути неправедному, так как всякая добродетель прогоняет противоположный ей порок; причем не возможно было бы и любить всякий путь неправедный и заповеди, но из двух сих одно что-либо. Что же значит: направлялся? На сие отвечают Евсевий и Ориген: Человеческая душа, исполняющая слово сие, подвержена злу. Итак, падши в порок, и извратившись, имеет нужду в исправлении. А исправиться душе здесь в точности без исполнения всех заповедей невозможно; если же душа искривившись так будет взята, она заповедями более не исправится, но огнем или тьмою, или чем-либо другим еще более неприятным. Слова Киринейского Синесия: Сопротивление всякому злу есть стремление ко всякой добродетели.
Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
См. Толкование на Пс. 118:126