Предварих в безгодии, и воззвах, на словеса Твоя уповах
Предварих в безгодии, и воззвах. Безгодием называет тьму или смутность обстоятельств. Говорит же следующее: беззаконные делают все , в беспорядке, а я во многом сообразовался с Законом Твоим.
Толкование на псалмы.
Предварих в безгодии, и воззвах, на словеса Твоя уповах
Пророк, будучи царем, отягощаемый бесчисленными заботами, а сверх того – предпринимавший походы и войны, не только днем возносил молитвы Богу, но и среди ночи, не дожидаясь пения петухов: так любил он своего Создателя – Бога, так усердно просил помощи свыше. Пророк не имел определенного времени для хвалы и благодарения Богу, но и днем и ночью (это именно обозначает – «в безвремении») делал это, научая и нас всегда иметь Бога в памяти своей. Вспоминать о Боге нужно чаще, чем делать дыхание, как говорил Григорий Богослов.
Беседа на псалом 118.
Предварих в безгодии, и воззвах, на словеса Твоя уповах
Безгодие – αωρία, от ωρα – час с отрицательною частицею α; стало быть, выйдет так: предварих не в обычный час. Еще все спят, а я, упреждая всех, встаю и становлюсь на молитву, взывая к Тебе. Делает же он так потому, что возуповал на словеса Божии, на обетование слышать молитву молящихся: воззовет ко Мне, и услышу его. В этом смысле здесь выражается напряженность искания, с указанием того, чем оно воодушевляется. Искать, не щадя сил и не жалея себя, – искать, окрыляясь упованием, – это настоящий строй духа, желающего угодить Богу и молящегося о том. Блаженный Феодорит пишет: «Пророк был царь, обремененный тысячами забот; кроме того, нес военные подвиги, а все-таки приносил молитвы Богу, и не только с рассветом дня, но даже среди ночи, не дожидаясь пения петухов. Так любил он Творца Бога; так усердно испрашивал у Него помощи». Предмет искания и уповательного взывания тот же, что выше, – получение спасительной силы на образование себя по заповедям, чтобы стать благоугодным Богу. Вседушно искать этого и искать более всего надлежит каждому из нас, подражая пророку, который ради того не давал сна очам своим. Горение духа жаждущего отгоняло его сон. Но если в ночи так, что же днем? В ином же месте выражено: я сплю, а сердце мое бодрствует. Таково истинное искание! Оно непрерывно.
Но безгодие, как и у нас безвременье, может означать безуспешность трудов, недостаточность необходимо нужного, стесненность положения. Так разумеет это слово святой Афанасий. «Безгодием, говорит он, пророк называет тьму, или смутность обстоятельств». В таком случае выйдет вот что: находясь в крайности, предварих, то есть прежде всего поспешил обратиться к Тебе, Господи, как и в другом месте говорит он: предварим лице Его, поспешим то есть обратиться к Нему. Какая же это крайность? Что за тьма и смутность обстоятельств? Может быть, он разумеет и тесноту внешнего положения; но так как речь идет о вернейшей сообразности с заповедями, то, по мысли святого Амвросия, лучше думать, что здесь разумеются те крайности, которые внутри случаются с ревнующим о нравственно-религиозном преспеянии. Находит тьма помышлений и омрачает светлость сознания; восстает буря нечистых похотений и отгоняет трезвенность сердца; незнать откуда находит расслабление и подрывает всю энергию; бодут остны беспокойных чувств скорби, уныния, боязней, и заставляют метаться туда и сюда, подобно ужаленному. Все это, совокупляясь вместе, колеблет самое коренное намерение и ревнование – быть неуклонно верным Господу и заповедям Его. Куда обратиться в таком крайнем и томительном безгодии? – Спеши предварить лице Господа. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Терпи и не переставай молиться, уповай – и Господь все уравнит, умирит и успособит, как ведает.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Предварих в безгодии, и воззвах: на словеса Твоя уповах
Пророк был царь, обремененный тысячами забот, сверх того принимал на себя военные подвиги, но приносил молитвы Богу, не только с разсветом дня, а даже и среди ночи, не дожидаясь пения петухов. Так любил он сотворшаго Бога; так усердно испрашивал у Него помощи.
Предварих в безгодии (предупредил преждевременно) и воззвах; на словеса Твоя уповах
Прежде нежели пришел назначенный час утра, я, говорит, предупредив его, встал в преждевременный час ночи и, встав, прежде нежели поднялись другие люди, я взывал к Тебе, Господи, я уповал на слова Твои, внушенные слуху сердца моего Духом Твоим Святым; а сии слова суть те, которые обещал Бог Давиду, сказывая: воззовет ко мне, и услышу его (Псал. 90,15).
Слова Златословесного вместе с Феодоритовыми: Странно, что Давид, не смотря на то, что был царь и погружен в бесчисленные заботы и кроме сих забот принимавший на себя и подвиги воинские, не только до восхождения солнца приносил молитвы Богу, но и в полночь, не ожидая пения петухов. Так он любил Творца своего Бога. Так усердно просил от Него помощи. Другие же, т. е. Никита, говорит: Не удивительно, если старец, уже не возмущаемый плотскими пожеланиями предается подвигу богопочтения; но удивительно то, когда молодой человек попирает юношеские страсти и поспешает преждевременно с желанием победить юность старческим образом мыслей. Тогда о таковом я могу сказать, что он духовно сделал предупреждение времени. Дидима: Безвременное (полночь) особенно сопровождается самыми сильными нападениями со стороны мысленных врагов: потому что самая темнота способствует всякому гнусному и скверному и неприличному действию; но пророк говорит, что он предупреждал, т. е. поспешал и взывал в молитве к Богу. Так он оградил себя, надеясь на слова, сказанные Богом: он на Меня уповал, Я избавил его.
Предварих в безгодии и воззвах: на словеса твоя уповах
«Предваряю рассвет и взываю», т. е. с раннего утра «до наступления» появления рассвета, я молюсь и взываю к Тебе о защите и помощи.
Ст. 147–148 Предварих в безгодии и воззвах: на словеса твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим
Безгодие – с греческого (от – «час, время», с отрицательною частицею «я» выходит, immaturitas crepusculum, «безвременность, раннее время пред рассветом»). В «Учебной Псалтири» 1897 года против сего стиха на поле поставлены слова: «предварих зарю утреннюю», это то же, что поется в одном церковном пасхальном песнопении: «Предварившыя утро яже о Марии…» (Ипакои, глас 4). Таким образом, мысль, выраженная в первых словах стиха, будет такая: предварих не в обычный час, безвременно. Еще все спят, а я, упреждая всех, встаю и становлюсь на молитву, взывая к Тебе, или, как читаем в переводе с еврейского: «Предваряю рассвет, и взываю». Делает же он так потому, что возуповал на словеса Божии, на обетование Его слышать молитву молящихся Ему: «Воззовет ко Мне, и услышу его» (Пс. 90:15; Ис. 58:9; Иер. 29:12). В этом смысле здесь выражается напряженность искания с указанием того, чем оно воодушевляется. Искать, не щадя сил и не жалея себя, искать, окриляясь упованием – это настоящий строй духа, желающего угодить Богу и молящегося о том.
Блж. Феодорит пишет: «Пророк был царь, обремененный тысячами забот, кроме того, нес военные подвиги, а все-таки приносил молитвы Богу, и не только с рассветом дня, но даже среди ночи, не дожидаясь пения петухов. Так любил он Творца-Бога, так усердно испрашивал у Него помощи» [6, с. 603]. Но безгодие, как и у нас безвременье, может означать безуспешность трудов, недостаточность необходимо нужного, стесненность положения. Так разумеет это слово св. Афанасий Великий. «Безгодием, – говорит он, – пророк называет тьму или смутность обстоятельств» [3, с 586]. Что же это за тьма и смутность обстоятельств?» По мысли св. Амвросия, здесь разумеется не теснота внешнего положения, а лучше думать, что здесь разумеются те крайности, которые внутри случаются с ревнующим о нравственно-религиозном преспеянии. Находит тьма помышлений и омрачает светлость сознания, восстает буря нечастых похотений и отгоняет тревожность сердца, неизвестно откуда находит расслабление и подрывает всю энергию. Все это, совокупляясь вместе, колеблет самое коренное намерение и ревнование – быть неуклонно верным Господу и заповедям Его. Куда обратиться в таком крайнем и томительном безгодии? Спеши предварить лице Господа.
«Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет» (Пс. 33:19). Рано, говорит в (ст. 148) пророк, спешу я открывать очи мои, заставляю себя просыпаться ко утру, чуть свет, затем, чтобы поучаться словесам Господним. Поучаться – читать на память или по книге слово Божие и размышлять. Блж. Феодорит пишет: «Не только в продолжение дня, но и по утрам поучался он в Божиих законах. А мы, живя в бедности, избавленные от всех забот, проводим ночи, покоясь на ложе, и с наступлением дня не приносим песнопения Подателю благ» [6, с. 603]. Св. Амвросий внушает: «Как сладостно начинать день созерцанием, например, блаженств, о которых пишется в Евангелии, воспринимать возбуждения к добродетелям, какие там указываются, и полагать намерение осуществлять их в продолжение дня!»
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:145