Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда
Да провещает язык мой словеса Твоя. Молится, чтобы, если скажет что, было это Божиим словом, по сказанному: отверзай уста твоя слову Божию (Прит. 31,8). А таковой не произносит слова праздного. Почему, говорит Павел: еже бо: не yбиeшu, не прелюбы сотвориши, не украдеши, и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается, во еже: возлюбиши искреннего твоего якоже сам себе (Рим. 13,9). Ибо вот правда — возлюбиши искреннего твоего.
Толкование на псалмы.
Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда
Я посвящу язык мой изучению Твоих слов, зная, что заповеди Твои украшены всякою правдою. Вот назидательные слова, поучающие нас, какого осуждения достойны бывают те, кто поет блудные песни, льстит и словоугодничает людям, занимается пустословием, сплетнями и ложными доносами, и оглашает неистовыми криками конские ристалища. Между тем ничто другое не должно бы сходить с нашего языка, кроме слов Божиих. Почему – об этом и говорят дальнейшие слова: «ибо все заповеди Твои правда«.
Беседа на псалом 118.
Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда
Врачи по языку узнают состояние здоровья телесного, а речь обличает состояние здравия душевного. Умные речи показывают умного человека, речи благочестивые – человека богобоязненного, а развратные – развратного. Чем у кого душа болит, тот о том и говорит. Если язык твой усладительно ведет речь только о словесах Божиих, то это знак, что о них болит душа твоя, то есть любит их, желает исполнять сама и видеть исполнение их и от других. Если ты расположен так, то это значит, что словеса Божии – заповеди содержатся у тебя не умом, а объемлются сердцем, исполняют его и составляют строй его; а это показывает, что ты уже не раб, а сын, действующий не по принуждению, а самоохотно, по своим добрым начинаниям, как вошедший в планы и преднамерения отца.
Это и естественно: когда ты возлюбил словеса Божии, то и речь ведешь только о них, ибо от избытка сердца уста глаголют, и удержать их нельзя, чтоб не говорить о них. Но сюда должны привзойти еще и другие побуждения, именно – благодарение Богу и любовь к братиям. Пророк еще в покаянных чувствах говорил: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Каясь, он дает обет, что не только сам всегда будет ходить путями Божиими, но и других станет научать тому же, ибо в размножении числа ходящих этими путями и состоит слава Бога, Учредителя и Указателя путей тех. Если еще в пору покаяния он воодушевлен был так, то умолчит ли, получив разрешение и очищение?
Один святой в смирении говаривал: «Сбился я с дороги и погряз в тине; и хоть сам все еще остаюсь погрязшим в ней, но другим кричу: не ходите сюда, а то так же погрязнете, как и я». Другой, в том же смирении, имел обычай говорить: «Я столп, который ставят на дорогах, и хотя сам не движусь с места, но другим верно указываю дорогу». В том ли, в другом ли расположении, но словеса Божии провещаются языком по доброжелательству к братиям своим. Испытав на деле, что грех вяжет, а заповеди дают свободу, и притом в многообразных отношениях, – кто удержится, чтоб не возвещать другим, где путь и где распутие? Пророк и провещает языком словеса Божии, потому что все они – правда. Хочешь жить настоящею жизнию – живи, как заповеди велят, ибо всякая другая жизнь – не жизнь.
Если провещание словес Божиих есть хороший признак, то молчание о них есть признак худой, а речи, противные им, – признак наихудший. Где говорят будто научно, но не по-Божиему, где говорят все о пустом, и тем паче о срамном и грешном, там и говорящие, и слушающие, очевидно, отчуждились от словес Божиих; а чуждые словес Божиих чужды и Богу, возвестившему их; а кто чужд Бога и Богу, тот что такое? В Апокалипсисе поминается о глубинах сатаниных . И действительно, бывают собрания, коим другого имени дать нельзя.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда
Посвящу язык на поучение словесам Твоим, зная, что всякою правдою преукрашены заповеди Твои.
(Да) Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда
Если бы, говорит, язык мой всегда сказывал слова Твои, Господи, то повторяя, то изучая их, и не занимался другим чем-либо пустым; потому что все заповеди твои—правда, которая выпрямливает и уравнивает всю жизнь человеческую и направляет людей к добродетели. И выше сказал: Правда— свидетельства Твои.
Слова Никиты: Рассмотри сие молениe пророка; по молитве и вразумившись словами Божиими и избавясь от лукавого, он умоляет о даровании ему того, чтобы он ничего другого не возвещал в жизни сей, кроме пения Богу. И подлинно великого дара просит у Бога, чтоб уста и язык его были орудиями Божиими, определенными на славословие Богу. И как отделяются из серебра, или золота какие-либо священные драгоценности и посвящаются Богу, чтобы не были более употребляемы на другое служение, или общее употребление: так и теперь просит Бога, чтоб Ему посвящены были уста и язык, чтоб уста всегда отрыгали пение, а язык не вещал никакого праздного слова, или, по словам Аполлинария, только слова Божии: ибо отвори, говорит, твои уста слову Божию (Прит. 31,8). А все заповеди, по словам того же Никиты, суть правда; так как они заключаются в следующей заповеди, которая есть правда: в любви к ближнему, как к самому себе. Впрочем, и каждая заповедь есть правда, как поставленная в закон согласно с правдою. Также и все частные добродетели могут быть названы правдою, по связи одной с другою, так что кто имеет одну из них, тот имеет все.
Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда
Врачи по языку узнают состояние здоровья телесного, а речь говорящего обличает состояние его здравия душевного. Умные речи показывают умного человека, речи благочестивые – человека богобоязненного, а развратные – развратного. Чем у кого душа болит, тот о том и говорит. Если язык твой усладительно ведет речь только о словесах Божиих, то это знак, что о них болит душа твоя, т.е. любит их, желает исполнять сама и видеть исполнение их и от других. Это и естественно: когда ты возлюбил словеса Божии, то и речь ведешь только о них, ибо «от избытка сердца уста глаголют» (Мф. 12:34), и удержать их нельзя, чтоб не говорить о них Но сюда должны привзойти еще и другие побуждения, именно – благодарение Богу и любовь к братиям. Пророк еще в покаянных чувствах говорил: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» (Пс. 50:15). Каясь, он дает обет, что не только сам всегда будет ходить путями Божиими, но и других станет научать тому же, ибо в размножении числа ходящих этими путями и состоит слава Бога, учредителя и указателя путей тех. Если еще в пору покаяния он воодушевлен был так, то умолчит ли, получив разрешение и очищение? В том ли, в другом ли расположении, но словеса Божии провещаются языком по доброжелательству к братиям своим. Испытав на деле, что грех вяжет, а заповеди дают свободу, и притом в многообразных отношениях, – кто удержится, чтоб не возвещать другим, где путь и где распутие? Пророк и провещает языком словеса Божии, потому что все они правда. Хочешь жить настоящею жизнию – живи, как заповеди велят, ибо всякая другая жизнь – не жизнь. Если провещание словес Божиих есть хороший признак, то молчание о них есть признак худой, а речи, противные им, признак наихудший. Где говорят будто научно, но не по-Божьему, где говорят все о пустом, и тем паче о срамном и грешном, там и говорящие, и слушающие, очевидно, отчуждились от словес Божиих, а чуждые словес Божиих чужды и Богу, возвестившему их.
Объяснение священной книги псалмов.