Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть
Возжелах спасение Твое, Господи. Если хочешь войти в смысл сего слова: то спасение Твое — Христос; потому что Иисус толкуется: спасение Божие. Он послан к нам. Наше дело желать спасения Божия; потому что многие желают плотского. Божие же дело — чтобы нам спастись о Нем, упокоиться, наследовать в Нем святое. Ибо Божие спасение есть вечная жизнь. Божие же спасение толкуется и Иисус, посланный для спасения нашего. Кто хочет шествовать к тому, чтобы вожделевать Его, тот будет поучаться в Законе.
Толкование на псалмы.
Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть
Я всей душой, говорит, стремлюсь достигнуть Твоего спасения, и потому непрестанно поучаюсь в Твоем законе. Какого же спасения? Того, которое совершилось вочеловечением Единого от Пресвятой Троицы, Христа Бога нашего. Тогда-то мы были спасены от насилия врага и научились любить евангельские повеления.
Беседа на псалом 118.
Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть
Как пред сим изволение заповедей, так здесь возжелание спасения Господня и непрестанное поучение в законе выражают одно – горячую ревность о спасении чрез верное исполнение заповедей. Эта ревность есть движущая сила к богоугодной жизни по заповедям. Есть эта ревность – есть жизнь; нет ее – нет жизни.
Значение этой ревности в экономии деятельной жизни по Богу святой Исаак Сирианин изображает так: «За всякою мыслию доброго желания, в начале его движения, следует некая ревность, горячностию своею уподобляющаяся огненным углям. Обыкновенно она ограждает эту мысль и не допускает, чтобы приближалось к ней какое-либо сопротивление, препятствие и преграда, так как она приобретает крепость великую и несказанную силу ограждать душу от расслабления или от боязни, при устремлениях на нее всякого рода стеснительных обстоятельств. И как самая первая мысль есть сила святого желания, от природы насажденная в естестве души, так и ревность эта есть мысль, движимая раздражительною в душе силою, данная нам Богом на пользу, для соблюдения естественного предела, для выражения понятия о своей свободе исполнением естественного желания, находящегося в душе. Это есть добродетель, без которой не производится доброе; она называется ревностию потому, что время от времени движет, возбуждает, распаляет и укрепляет человека пренебрегать плотию в скорбях и в страстных, сретающих его искушениях непрестанно предавать душу свою на смерть и идти в сретение отступнической силе ради совершения того дела, которого сильно возжелала душа. Некто, облеченный во Христа, в словах своих назвал такую ревность псом и стражем как закона Божия, так и добродетели, которая есть исполнение закона Божия. Эта сила ревности укрепляется двумя способами: пробуждается и воспламеняется на хранение дома, и также двумя способами приводится в изнеможение, дремоту и леность».
«Два первые способа суть следующие: во-первых, страх, заставляющий человека бояться за то благо, которое он приобрел или имеет в виду приобрести, чтобы не было оно украдено или уничтожено каким-либо случаем. Когда возбужден в естестве этот страх, тогда ревность, названная у нас псом, день и ночь разгорается, как пылающая печь, и пробуждает естество. И подобно херувиму, человек пробуждается и ежечасно внимает тому, что окрест его и, как говорит упомянутый выше некто, если проходит птица мимо его, приходит в движение и лает с быстротою и несказанною стремительностию. Есть еще другой способ раздражать нашего пса, это – когда наиболее возрастает в душе возжелание добродетели; ибо в какой мере возрастает в душе это возжелание, в такой же воспламеняется и этот пес, то есть естественная ревность к добродетели».
Соответственно сему есть тоже два способа и к охлаждению ревности. «Первый – когда самое возжелание уменьшится и прекратится в душе; а второй – когда войдет в душу какой-то помысл уверенности и отважности, и утвердится в ней, и человек станет надеяться, думать и держаться той мысли, что нет ему причины бояться потерпеть вред от какой-нибудь силы, и потому слагает с себя орудие ревности, и бывает как дом без стражи: пес засыпает и надолго оставляет стражу».
Вот все производство ревности, – как она зарождается, растет и умаляется. Войди с этими показаниями внутрь себя и определи, есть ли в тебе ревность, и в действии ли те способы, коими она поддерживается? Если да, то ты живешь; если же нет, то ты мертв или уснул.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть
Желаю, говорит Пророк, улучить от Тебя спасение, непрестанно поучаясь закону Твоему.
Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть
Я, прибавляет, чрезмерно возжелал спасения Твоего, Господи, а не помощи человеческой; почему и закон Твой составляете занятие мое, дабы за упражнение в нем Ты избавил меня от врагов моих. Впрочем, по словам Афанасия, быть может, Давид говорит ЗДЕСЬ о вочеловечении Спасителя, так как оно сделалось спасением мира: ибо родился, говорит, вам ныне Спаситель (Лук. 2,11); и Симеон говорил: видели глаза мои спасение Твое (Лук. 2,30). Сего-то, говорит, спасения Твоего, Господи, я возжелал, чтоб видеть оное, как мы о том сказали и в другом месте. Сказал же: закон Твой— поучение мое; потому что в нем изображает сие спасение Твое и вочеловечение.
Слова Дидима: Многие люди желают сильно спасения, но человеческого, а не Божия. А спасение плотское есть мирское; стремиться же ко спасении Божии есть дело (т. е. трудное). Оно состоит в спасении Божием, в успокоении в Боге, в наследии святыни; ибо спасение Божие есть вечная жизнь.
Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть
И по выражениям, и по мыслям своим, стих сей имеет большое сходство с предыдущими стихами 81 и 166. И там, и здесь пророк выражает сильное желание спасения, получить которое он надеется за исполнение заповедей, за ревностную любовь к закону Божию и за непрестанное поучение его в сем законе. Возжелание спасения Господня и непрестанное поучение в законе, и в этом стихе, и в обоих вышеуказанных, выражают одно – горячую ревность о спасении, чрез верное исполнение заповедей. Эта ревность есть движущая сила к богоугодной жизни по заповедям. Пророк, можно сказать, достиг того, чего он желал и чего надеялся: он уже живет тою жизнию, к которой стремился с такою ревностию, закон составляет руководительное начало его жизни: закон Твой, Господи, говорит он, поучение мое есть. Иметь такую ревность о спасении и такую любовь к закону – и значит крепко стоять на пути спасения, с полною преданностию в волю Божию.
Объяснение священной книги псалмов.