яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове
Яко тамо седоша престоли на суд. И по истории, там жилища царей и престолы иереев, что и украшало город, как бы двойным каким венцом и двойною диадемою. А теперь все утрачено, и видны самые малые остатки прежнего благоденствия. Престоли в дому Давидове. В этом городе, т. е. в Иерусалиме, поставлены были царские престолы, чтобы совершать правдивый суд. На них восседал первый Давид, а потом восседали происходившие от него по плоти. Поэтому, пророк и именует дом самого Давида.
Толкование на Псалмы.
яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове
Вот и другое преимущество города. Какое? То, что там царские чертоги. Это именно означают слова: «там поставлены престолы для суда, престолы в дому Давида». Другой переводчик (неизвестный переводчик): «дома Давида» (του οίκου). Двоякое начальство, священников и царей, там соединялось в одно, так что город украшался как бы двойным украшением – венцом и диадемою. Там были судии, к которым восходили дела, превышавшие разумение прочих. Если в каких-нибудь других городах возникал вопрос, приводивший в недоумение, то его представляли, как бы на апелляцию, к судьям иерусалимским и оттуда получалось разрешение. Так было в древности; а теперь все было в жалком состоянии, – было совершенное запустение, разрушение, развалины, немногие остатки зданий жалкого вида, только намекавшие и напоминавшие о прежнем благосостоянии.
Беседы на псалмы. На псалом 121.
Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове
Предвозвестив божественное, предвозвещает и человеческое. Поелику в Иерусалиме построен был не только храм Божий, но и царский дом, и туда сходились все решать дела сомнительныя; то Пророк по необходимости предрек и сие, а именно, что не в Самарию пойдут десять колен, но, как при Давиде имели непременное судилище в Иерусалиме, так и по возвращении там будут все собираться.
Яко тамо седоша (поставлены были) престолы на суд, престоли в дому Давидове
Вот и другая похвала Иерусалиму! Там, повествует, в Иерусалиме поставлены царские престолы, т. е. престолы в дому Давидовом для произведения для народа суда. Или первое упоминание о престолах относится к престолам apxиeреев и священников, а вторично престолами называются престолы царей, как изъясняет Златоуст.
яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове
Иерусалим служит и политическим центром народа, как средоточие всякой правительственной и судебной власти. В обоих этих стихах представляется основание, зачем так величественно устроен Иерусалим: это и свойственно такому городу, который служит религиозным и политическим центром народа. Седоша престолы, т.е. там стоят престолы или скамьи для суда (на суд), который производится царем и представителями его. В дому Давидове, по ближайшему толкованию – престолы, с которых произносится суд над домом Давидовым (над Израилем?)
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове
«Престолы суда, престолы дома Давидова». Давид установил строгое правосудие по вступлении на престол, и для объединения всех своих подданных под своей властью, он даровал право каждому, недовольному решением своего дела начальниками колен, апеллировать к царю в Иерусалим через что Иерусалим сделался в глазах народа городом истинного «суда». С Давида же начинается новый царский род и престол стал переходить к его потомкам, там стоят «престолы дома Давидова».
яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове
См. Толкование на Пс. 121:3