яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас
Они были безоружны, наги, пленники, рабы, только что освободились от бедствий, имели город без стен, или даже вовсе не имели города, и по возвращении были для всех готовою добычею; но вместо стены и крепости был у них Бог. То же и мы ныне будем говорить: «если бы не было Господа с нами…, то живыми они поглотили бы нас». Действительно, чего не сделал бы враг наш диавол, «если бы не было Господа с нами»? Послушай, что Христос говорит Симону: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк.22:31, 32). Этот злой и ненасытный зверь, если бы не был непрестанно обуздываем, ниспроверг бы и расстроил все. Если он, получив некоторую малую власть над блаженным Иовом, разрушил дом его до основания, исказил его тело, произвел такие прискорбные события, истребил его имение, умертвил его детей, наполнил плоть его червями, вооружил жену, сделал друзей врагами, внушил рабам так оскорблять его, то, не будучи обуздываем различным образом, не погубил ли бы он всех? Потому и говорит пророк: «если бы не было Господа с нами». Они были весьма малочисленны и бедны, и многие нападали на них по возвращении.
Но и в том открывалась премудрость Божия, что не вдруг дана была им безопасность, а мало-помалу и постепенно. Бог сделал так для того, чтобы соблюсти их в боговедении и чтобы не исчезло исправление, произведенное в них пленом. Так как избавление от бедствий обыкновенно делает людей более беспечными, то Он и при самом даровании благ попускал им подвергаться частым искушениям, чтобы искушения были для них постоянным упражнением в любомудрии. Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными; но различными способами устрояет их спасение. «То живыми они поглотили бы нас». Видишь ли, как он изображает зверство нападающих? Действительно, есть люди, обнаруживающие свирепость зверей, и даже свирепее их поступающие с своими единоплеменниками. Зверь, напав однажды, оставляет ярость и уходит, или, будучи прогнан, не нападает более; а люди часто после неудачи опять нападают, стараясь растерзать само тело ближнего. Так безрассуден гнев, так кипит и клокочет эта страсть!
Беседы на псалмы. На псалом 123.
яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас
См. Толкование на Пс. 123:1
Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас
См. Толкование на Пс. 123:1
Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас
См. Толкование на Пс. 123:1