Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело
Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси. После изреченного пред сим слова о Боге благовременно произносить исповедание. Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Эта сила для меня неизреченна, но она открыта Тебе Богу.
Толкование на псалмы.
Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело
Что это значит? Ты создал меня, говорит, но я не знаю, как создал; Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления; Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого; Ты знаешь будущее, и прошедшее, и тайны души человеческой, но я и этого не могу понять умом своим, так как Ты изменяешь природу вещей и устрояешь, что они, сохраняя свою природу, являют действия противоестественные и притом как бы свои собственные и свойственные им по природе.
Соединив все это вместе, вдохновенный пророк громко воскликнул: «буду исповедовать Тебя, ибо Ты явился страшно дивным», т.е. Ты явился дивным, Ты – дивен. «Чудны дела Твои, и душа моя знает (их) близко». Что я говорю, продолжает он, о Тебе, когда и совершаемое Тобою заключает в себе много дивного? Затем, не перечисляя всего и ограничиваясь собственным знанием, говорит: «и душа моя знает (их) близко»; не просто знает, но сильно, крепко. Если знает, то, как же он прежде говорил: «дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его»? Это сказано о самом Боге, а то – о делах Его; если же и то сказано о Нем, то мы так можем понимать: он знает, что Бог дивен, велик, высок, но того, что Он по существу, – я опять повторю тоже, – каково Его величие и как принадлежит Ему все упомянутое, не знает. Между тем такое незнание есть доказательство знания, хотя и странны слова мои. Так и моря мы не знаем, как оно пространно, и, однако, потому самому особенно и знаем море, что не знаем меры его. Если же кто скажет, что он знает, как велико море, тот именно и не знает его. Таким образом, бывает объявление знания, которым обличается незнание, и бывает незнание, которое свидетельствует нам о знании.
Беседы на псалмы. На псалом 138.
Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело
Посему, продолжаю песнословить Тебя, Твоими великими делами озаряемый и возбуждаемый к песнопению.
Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело
Исповемся Тебе, яко страшно удивился ecи (стал удивителен).
Мы удивляемся многому, но не со страхом; например, удивляемся красотам и величинам тел и строений и хитростям и искусствам и подобному тому, но не страшимся. Но когда случится наклониться к глубине моря, тогда мы не только удивляемся просто, но и со страхом. Так и пророк Давид, приникнув в неизмеримую причину и безмерную глубину силы Божией и мудрости и многоразличного строения Его и изумившись, удивился со страхом и трепетом оной непостижимости и безмерности: и таким образом обратясь к своей ничтожности мог воззвать только сими словами: благодарю Тебя, Господи!
Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело (сие).
Удивительны, восклицает, все дела Твои, Господи; почему и душа моя весьма хорошо знает, что по истине чудны они и достойны всякого удивления и изумления.
Златословесного: Что говорить о Тебе, когда и произведения Твои заключают в себе много удивительного! Но скажи пророк, если удивительным стало познание Его, если оно столь сильно, что ты изнемогаешь пред ним; то как опять говоришь: душа моя знает весьма сие? Так; но то было сказано о Нем, a сие о делах Его. А если и сие о Нем; то мы можем сказать, что он знает, что Бог удивителен, что Он велик, что высок, но что такое Он по существу, и какое величие Его, сего не знает. И это незнание есть доказательство знания. Так мы не знаем и моря, столь оно велико, однако же потому то мы и весьма знаем. Но если кто скажет, что он знает величину его, то тот то и не знает его. Посему сознание в неразумении есть доказательство знания, а свидетельство о разумении есть незнание.
Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело
Страшно удивился еси, т.е. Бог, как Творец и Хранитель жизни человеческой с первых зачатков ее, является столь великим, что размышляющего о Нем объемлет священный страх и благоговение.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело
См. Толкование на Пс. 138:13
Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело
См. Толкование на Пс. 138:13