Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
Муж язычен не исправится на земли. Вечный огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни не исправится до конца жизни муж язычен; потому что один сварливый и злоречивый человек, даже и в земных своих предприятиях, не может управить собою, и все портит своею сварливостью. Как же таковым грехолюбивым людям исправиться на пути добродетели? Мужа неправедна злая уловят во истление; потому что, как застаревшаяся какая болезнь, пожирает его внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмернее с делами его наказание. Ибо, когда порок растлевает преданную ему душу, – это бывает не легче всякого другого наказания.
Толкование на псалмы.
Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
Сказав о гневе Божием, он опять показывает, что порок и сам по себе достаточен, чтобы погубить имеющих его. Немаловажен и этот вид нечестия – быть дерзким и не удерживать языка своего. «Злоязычным» здесь он называет поносителя, болтливого, злословящего, постоянно лающего и поступающего нисколько не лучше пса. Какие же, скажи, последствия этого? «Не исправится, говорит, на земле». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «не укрепится» (ουκ εδρασθήσεται), т.е. низвергнется, низвратится, погибнет. Таков плод злословия; такой человек всем враждебен, всем неприятен, для всех отвратителен и несносен. Как человек долготерпеливый, скромный и умеющий молчать безопасен, постоянен и всем приятен, так этот человек ведет жизнь опасную, навлекая на себя бесчисленных врагов со всех сторон, а прежде всего возмущая собственную душу и не попуская ей быть в покое, но и тогда, когда никто посторонний не беспокоит, возбуждая внутри ее бесчисленные войны и смятения. «Мужа неправедного зло уловит в погибель». Так и другой мудрый говорит (Симмах): «беззакония уловляют мужа» (παρανομίαι αγρεύουσιν). Смотри опять, как достаточно порока для погубления того, кто предается ему. Но для чего он употребил выражение: уловят? Для того, чтобы ты видел неизбежность наказания, чтобы ты, поступая несправедливо и не тотчас подвергаясь наказанию, не слишком надеялся. Такова ловитва; она удается не всегда, и не тотчас; однако уловляемые дикие звери, хотя не пойманы, и еще не попали в сети, не находятся в безопасности. Так и душа, поступая несправедливо, не должна слишком надеяться, хотя она еще и не уловлена, потому что когда-нибудь она будет уловлена. Поэтому, если хочешь быть в безопасности, перестань делать зло, и будешь наслаждаться великим спокойствием. Почему он сказал: «в погибель»? Потому, что многие уловлялись и во спасение, как, напр., через апостолов, через святых мужей. Но неправедные, уловляемые пороком, не так, а – в погибель и истление. Почему же за пороком не тотчас следует наказание? По человеколюбию Господа; если бы Он захотел каждого из грешников тотчас подвергать наказанию, то большая часть рода человеческого давно была бы истреблена.
Беседы на псалмы. На псалом 139.
Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
Муж язычен не исправится на земли
Сим Пророк дает разуметь тех, которые постоянно клеветали на него Саулу, Доика, Зифеев и других, употреблявших много клевет. И показывает, что ради богатства и властительства дозволяющие себе лживыя речи не достигают цели, и не получают желаемаго.
мужа неправедна злая уловят во истление
Сие и потерпел Саул; потому что окружен был на брани, и получил смертоносный удар.
Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
Муж язычен (злоязычный) не исправится на земли (не будет благоуспешен)
Человек, говорит, злоязычный, т. е. невоздержный в языке, болтливый и безрассудный, или любящий распри и ссоры не будет благоуспешен в делах своих на земле, но падет и погибнет и душою и телом.
Златоуста: Давид сим показывает, что зло само собою может погубить питающих его в себе. Ибо случается, что злоязычного еще на земле постигает зло его. Таков и клеветник; он всем враг, несносный, тягостный, нестерпимый, как напротив того великодушный и кроткий и умеющий молчать, тверд, постоянен и всем приятен.
мужа неправедна злая уловят (увлекут) во истление
И другой премудрый сказал: беззакония мужа уловляют (Прит. 5, 22). Поелику же часто уловляет на подобие добычи, во спасение и в пользу души, как уловлена словами Господа Самарянка и апостолами уловлены народы, то посему Давид присовокупил здесь: в погибель, что неправедного мужа увлечет зло в погибель его, по словам Златоуста. И то и другое, т. е. и вышесказанное и настоящее изречения Давидовы поучительны и назидательны.
Тот же Златоуст говорит: Смотри опять, как злоба в состоянии сама погубить питающих ее: ибо он погубляется своим злонравием, как своим недугом; потому что злонравие может и само без всякого постороннего наказания погубить душу, исполненную оным. Но почему употребил выражение ловли? Чтобы ты видел неизбежность оной; чтобы ты, не смотря на то, что делая неправду, теперь еще не попадаешься, ты не надеялся на сие. Ибо такова ловля не всегда бывает удачна и не вдруг; но хотя и не уловляются дикие и преследуемые животные, все таки они не безопасны. Так и душа пусть не полагается на сие, что, поступая неправедно, она еще не уловляется; так как будет некогда поймана. Если хочешь быть вне опасности, то перестань делать это, и ты будешь в большой безопасности. Почему же не постигает наказание за зло вдруг вслед за ним? По человеколюбию Владыки: если бы Он хотел вдруг подвергать каждого грешника наказанию, то преждевременно большая часть людей была бы похищена.
Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
Так и должно быть: потому что такие люди не имеют продолжительного счастия и их постигают несчастия.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
Псалмопевец весьма твердо убежден, что Бог поможет ему – убогому, за что он, осчастливленный милостию, со всеми праведниками будет прославлять Господа. Погибель представляется в роде силка, которым будут пойманы враги.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство
Вера Давида в гибель своих врагов покоится на вере в торжество правды: зло не может быть награждено Богом, а потому злоязычные мои враги непременно погибнут.
Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление
См. Толкование на Пс. 139:10