Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе, молитва
Содержание: Хотя предлагаемый псалом есть не иное что, как молитва, однако же потребен разум, чтобы научиться и нам, как, находясь в напастях, можем избегать зла.
Толкование на псалмы.
Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся
Содержание псалма ясно. Божественный Давид, гонимый Саулом, убегает в пещеру, и скрывается в самой внутренней ея части. Потом, увидев пришедшаго туда Саула, изгоняет из мыслей боязнь, призывает Божию помощь, и получает оную.
Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся
Значение надписания разума мы не однократно уже объяснили. Под вертепом же разумеет ту пещеру, в которой Давид скрывался, когда убегал от Саула. Когда Давид находился во внутренности пещеры, Саул, не зная этого, остановился также у входа в пещеру; в это время Давид, видя себя окруженным врагами и как бы запертым, произнес эту молитву к Богу.
Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся
В этом псалме выражаются чувства Давида, наполнявшие его душу, когда он во время своего бегства прибыл в пещеру Одолламскую (1 Цар. 22:1). Там он молился Богу о помощи, и находясь в опасности смерти, обрел утешение в мысли, что Господь знает его положение (стези). Оно было печальное; везде ему угрожали опасности; он был без помощи и даже отрезан был ему путь к дальнейшему бегству. Но он надеется на Бога и молится ему о помощи против врагов, за что он, со всеми сзиравшими на его спасение, прославит Его.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся
Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника
По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь разумеется пребывание Давида в Одолламской пещере. (1 Цар XXII:1) во время гонений от Саула.
Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся
Псалом сей принадлежит пророку Давиду, что видно как из надписания его, так и из содержания, которое есть не что иное, как молитва пророка об избавлении от опасности, угрожавшей ему со стороны царя Саула, преследовавшего Давида в горах и пустынях иудейских.
Составляет надписание псалма, состоящее из следующих слов: Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся.
По переводу с еврейского, это надписание читается так: «Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере». В то время, когда Саул, преследуя неповинного пред ним Давида, искал его смерти единственно за то, что подозревал в нем будущего царя израильского народа, и когда Давид, принужденный укрываться от преследований Саула, ушел сначала к Анхусу, царю Гефскому, а потом, возвратившись в Иудею и скрываясь по горам и пустыням, вошел однажды в пещеру, в которую зашел потом и Саул. И здесь, в темной пещере, никем не замеченный, Давид отрезал край одежды Сауловой, не коснувшись самого царя. Когда потом, выйдя из пещеры, Давид издали показал Саулу этот отрезанный край одежды и просил мира, тогда Саул понял все, – понял, что Давид не имеет злобной вражды против него и, сознавшись, что напрасно гонит Давида, признал свою вину пред ним. Но и после того злоба Саула против Давида не укротилась, и он опять, по ложной боязни Давида, продолжал гнать его вплоть до самой смерти своей (1Цар.21–31).
Объяснение священной книги псалмов.