Память множества благости Твоея отрыгнут. Как благий Бог, всем явил Он благость и ущедряет все дела Свои. Но спасутся те, которые пожелают воспользоваться Его благостью.
Толкование на псалмы.
память множества благости твоея отрыгнут и правдою твоею возрадуются
Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз) говорит: «доброты твоей» (αγαθωσύνης). «И правду Твою будут радостно воспевать«. Другой (Симмах): «и милости твои восхвалят» (ελεημοσύνας σου ευφημήσουσιν). И мы, после того, как исчислили страшные дела Божии, должны сказать и о противоположных им; таковы из вещей видимых и окружающих нас – перемены времен года и дня, сады, луга, различные цветы, вода годная для питья и приятная, благотворные дожди, плодородие земли, различные плоды, разные дерева, благоприятные ветры, солнечный луч, лунный свет, разнообразный хор звезд, тишина ночи; из бессловесных – овцы, волы, козы; из диких: серны, олени, зайцы и многие другие; из пернатых – индийские птицы; вообще в делах Его можно видеть не только наказания, но и благодеяния, и благодеяния гораздо больше, нежели наказания. Притом наказаниями Он внушает страх, а если иногда и на самом деле приводит их в исполнение, то по великой бесчувственности тех, которые не исправляются страхом; благодеяния же Он посылает с любовью, хвалится ими и на самом деле простирает их не только на достойных, но и на недостойных.
Так, устрояя различным образом наше спасение, Бог посылает то благодеяния, то наказания, и первые чаще, нежели последние, потому что первых только и желает. И гееною Он угрожает не для того, чтобы ввергнуть нас в нее, но чтобы не ввергнуть; ее Он приготовил для диавола: «идите…, говорит, в огонь вечный, уготованный диаволу» (Мф.25:41); а для людей приготовил царствие, внушая, что Он не хочет ввергать человека в геенну.
Беседы на псалмы. На псалом 144.
«Память множества благости Твоея отрыгнут, и правдою Твоею возрадуются». Пророк хочет показать богатство Божией благости и силы, но, употребляя человеческий язык, и будучи не в состоянии достигнуть желаемаго, опять сочетавает многия имена, и предсказывает благопризнательность будущаго рода: а именно, что, усладившись Божественными словесами, как бы нечто отрыгнутое, принесут в дар сказание о Божием человеколюбии. Тому же подвергается и божественный Апостол, и поелику не в состоянии достойно поведать Божественное, то пытается достигнуть сего множеством именований. Ибо говорит: «презельное богатство благодати Своея» (Еф.2:7); и в другом месте сознается в том, что он препобежден, и говорит: «не испытани судове Его, и не изследовани путие Его» (Рим.11:33).
Память множества благости Твоея отрыгнут, и правдою Твоею возрадуются.
Сведущие, продолжает, и боголюбивые будут передавать другим те слова, которые содержат напоминание о безмерной благости Твоей, Господи; почему напоминая и рассказывая, что Ты воздаешь каждому должное, то благодетельствуя, то наказывая; и что Ты праведно поступаешь и будешь поступать во всем, повествуя, говорю, о сем, они будут радоваться о правде Твоей, будучи уверены, что Ты не оставишь ни добродетели без венца, ни порока без наказания.
Феодорита: Пророк желает показать богатство благости и силы Бoжиeй; но употребляя человеческий образ выражения и будучи не в состоянии достигнуть желаемого, опять соединяет многие имена и предсказывает о благопризнательности будущего рода, что, питаясь Божиим словом, произнесет как бы некие отрыжки, рассказывая о Божием человеколюбии. Сие испытал на себе и божественный апостол, который, не имея сил достойно изъяснить дела Божии, усиливается сделать это посредством соединения многих имен. Так он говорит: преизобильное богатство благодати своей.
память множества благости твоея отрыгнут и правдою твоею возрадуются
«Провозглашать память благости» Божией - возвещать, постоянно говорить о тех чудесных делах Господа, в которых проявилась Его благость к Давиду и всему живущему.
память множества благости твоея отрыгнут и правдою твоею возрадуются
См. Толкование на Пс. 144:3